Текст будет длинный и без картинок. Не каждый его осилит до конца, но если кто осилит, возможно, это заставит задуматься.
Думаю, каждый сталкивался с ситуацией, когда нужны деньги, небольшие, но сейчас, а до зарплаты еще далеко. Причин для таких ситуаций может быть масса: длительное нахождение на больничном; выход из отпуска в начале месяца; срочно нужно что-то купить для замены или ремонта; украли деньги, а заначки нет; а у некоторых и просто до зарплаты нет денег чтоб купить продукты.
И каждый раз мы начинаем думать, как решить эту проблему. Некоторые влезают в кредитную карту. Кто-то занимает у знакомых. Можно попросить материальную помощь на работе. Но в худшее положение попадают те, кто идет за микрофинансовым займом. Но все равно, это не решает ситуации в целом. Критическая проблема решается только разово и возможность ее повторения все равно будет висеть как Дамоклов меч.
Может ли быть вообще выход из этой ситуации? Если брать за основу сложившуюся в России практику, то вряд ли. Да, и если смотреть мировую практику, то там ситуация не лучше.
Казалось бы тупиковая ситуация и преодолеть ее невозможно. Но только в том случае, если подходить к ней прямолинейно и без фантазии. Вы можете сказать: «Ну, пофантазируй, пофантазируй, все равно это так и останется на уровне фантазий». И, в общем-то будете правы. От мыслей и идей конкретного человека ситуация никогда не изменится, а вот если немного повернуть государственную политику к человеку, то можно от этой проблемы избавиться не прилагая особых усилий. Но это за собой повлечет слом многих привычных схем поведения.
В чем же тут необычность? В введении безусловного базового дохода. По его сути, каждый житель страны, не смотря на возраст, пол и социальное и финансовое положение, будет ежемесячно получать некоторую сумму денег. Деньги будут поступать ему на счет, а на что он будет их тратить – это личное дело каждого.
Идея с безусловным базовым доходом ходит по миру уже не первый год. Ее пытались внедрить в некоторых экономически и социально развитых странах с различной эффективностью, но пока никто не смог доказать ее вредность или полезность.
В качестве основных минусов этой системы выделяют несколько:
- где взять столько денег, чтоб его платить? На самом деле где? А если, применительно к нашей стране, посчитать, сколько денег государство расходует на социальные выплаты (те же больничные, пособия для безработных, пособия на детей и другие подобные выплаты)? Если направить на эти выплаты часть средств, поступающих в бюджет за счет добычи полезных ископаемых? Если туда направить средства, получаемые бюджетом от прибылей юридических лиц, собственником которых выступает государство? А если к ним присовокупить средства, поступающие в бюджеты всех уровней за счет штрафов по административным делам и конфискации имущества по уголовным делам? Может быть тогда средств не просто хватит, но и будет с избытком?
- люди перестанут работать! А вот тут есть данные интересных опросов, проводившихся в Швейцарии. На вопрос о работе при условии получения безусловного базового дохода около 98 % респондентов заявило, что бросать работу не собираются. Думаю, что в нашей стране результат будет несколько иной, но вряд ли отличие будет разительным. Скорей произойдет перераспределение трудовых ресурсов и люди будут заниматься именно той работой, которая им интересна, а не той, которой приходится заниматься, чтоб добыть себе хоть какой-то кусок хлеба.
- у людей исчезнет мотивация к работе! Очень интересный вопрос. Это менее кардинальная версия предыдущего вопроса, но и ответ тут несколько другой. Что такое мотивация к работе? Это причина, по которой надо работать. И вот тут начинаются размышления: А почему мы вообще работаем? Как показывает практика, в большинстве своем работаем мы для того, чтоб обеспечить финансирование своих потребностей. И не важно, где мы работаем, на сколько нам нравится эта работа. Главный вопрос в ее престижности и доходности. А если она не престижна и не доходна, начинаются психологические проблемы, выливающиеся в недовольство тем, чем ты занимаешься. Начинается профессиональное выгорание, и, как следствие, нежелание работать на прежней работе. Но, как показал эксперимент 2016 года в голландском Утрехте, такие выплаты не привели к изменению количества безработных. Т.е. люди как работали, так и дальше продолжали работать.
- упадет уровень экономического роста! А вот тут спорно. Очень спорно. Многие годы руководство нашей страны говорит о необходимости вовлечения населения в экономику и развитие частного предпринимательства. А как им заниматься, если у тебя нет стартового капитала? Глядя на банковские кредиты, ты понимаешь, что не потянешь их, а если бизнес будет неудачным, то на долгие годы попадешь в долговую кабалу. И тут интересен опыт, как это не покажется странным, Африки. Опыт, проведенный в 2013 году в Уганде показал экономический рост и увеличение самозанятости на 17 % буквально через год после введения таких выплат. Кроме того, если задуматься, то полученные людьми деньги будут вливаться в экономику по нескольким направлениям:
- у людей появляются дополнительные доходы, они начинают их тратить, что увеличивает товарооборот и производство товаров.
- неиспользованные средства лежат в банке и, что логично, находятся в экономическом обороте.
- деньги начинают использоваться для развития своего бизнеса и, опять же, попадают в оборот.
А все это не может не привести к экономическому росту.
Казалось бы все так прекрасно и надо вводить этот вид выплат! Но на самом деле возникает целый ряд проблем, с которыми мы уже сталкивались. Главные из них:
– необходимость четкого расчета откуда будет формироваться бюджет этих выплат.
- определение выплат, которые нужно будет отменять. Помните историю по монетизации льгот? Так вот тут произойдет примерно то же самое.
- определение круга лиц, которые будут получать выплату. Казалось бы тут все понятно, логично будет, если это будут граждане страны, но как тогда следует поступать с иностранцами, работающими в нашей стране и как не допустить резкого увеличения получателей выплаты за счет тех, кто захочет получить наше гражданство.
- определение размера такой доплаты. Тут тоже не особо сложно. Маркеров тут всего три: МРОТ, прожиточный минимум (причем, федеральный прожиточный минимум), четко фиксированная сумма. Вот только сложно будет остановиться на определенном критерии.
Но самое сложное в введении таких выплат, это политическое решение и инерция населения в принятии таких выплат. Монетизация льгот была очень показательна на этот счет.
С другой стороны, что нам это может дать?
- финансовую уверенность в будущем.
- рост мелкого и среднего бизнеса.
- снижение банковских кредитных ставок.
- рост жилищного строительства и производства автомобилей.
- рост экономики.
- исчезновение микрофинансовых организаций.
- сокращение видов социальных выплат.
- ликвидация бюджетных организаций, занимающихся назначением и выплатой различного рода льгот и пособий.
Если вам был интересен этот топик, подписывайтесь на канал. Мне еще есть много чего рассказать.