Найти в Дзене
Casus Belli

Александр Маринеско и его подвиги

Часть вторая. Служба командира С-13 до "атаки века"

Капитан-лейтенант Александр Маринеско

Родился в Одессе в семье румынского рабочего Иона Маринеску, мать — украинка.

Александр Маринеско
Александр Маринеско

Окончил 6 классов школы. Ходил на судах матросом 1 класса. В 1930 году поступил в Одесский мореходный техникум, окончил его в 1933 году, ходил помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот». В ноябре 1933 года был направлен на специальные курсы комсостава РККФ, служил штурманом на ПЛ Щ-306. В марте 1936 года Маринеско получил звание лейтенанта, в ноябре 1938 — старшего лейтенанта. Служил помощником командира на Л-1.Командиром подводной лодки "М-96" 26-летний Маринеско стал летом 1939 г. В боевой состав флота "М-96" вошла в январе 1940 г., не успев принять участия в событиях советско-финляндской войны. По итогам 1940 г. "М-96" была признана лучшей лодкой флота, а сам Маринеско получил от командования золотые часы.

М-96
М-96

22 июня 1941 года М-96 встретила в составе 8 дивизиона 2 бригады ПЛ на Ханко, откуда в первый же день войны ей пришлось перейти в Палдиски. В 1941 г. лодка совершила боевой поход с 27 по 31 июля для несения прибрежного дозора, встреч с противником не имела.

В начале августа 1941 г. "М-96" перешла в Ленинград и начала подготовку к перевозке на Каспий (от которой после окружения Ленинграда, естественно, пришлось отказаться).

В октябре 1941 года Маринеско исключили из кандидатов в члены ВКП(б) за пьянство и организацию в дивизионе ПЛ азартных карточных игр (комиссар дивизиона батальонный комиссар А.Г. Дымский получил 10 лет ИТЛ с отсрочкой наказания до конца войны и отправкой на фронт за попустительство).

14 февраля 1942 г. в "малютку" угодил снаряд осадной артиллерии. Ремонт корабля занял шесть месяцев. Лишь 12 августа 1942 г. "М-96" вышла в очередной поход. К этому моменту экипаж и командир более года не имели нормальной боевой подготовки.

М-96 в доке
М-96 в доке

14 августа М-96 безрезультатно атаковала одиночной торпедой финский конвой (две плавбатареи, ошибочно идентифицированные как транспорт и две шхуны). В результате необъяснимых действий командира (продувание средней цистерны ГБ) подводная лодка выскочила на глубину 4,8 метра, над водой показался перископ, а возможно и ограждение рубки. Через перископ командир успел увидеть "транспорт водоизмещением 7000 тонн", который "имел дифферент на нос и тонул".

В реальности торпеда прошла рядом с плавбатареей «Хелена» (в 1946 г. "потопленную" плавбатарею советский ВМФ получил по репарациям).

При возвращении на базу "М-96", не давшую опознавательных сигналов, атаковали собственные морские охотники (видимо, годичное бездействие не прошло для Маринеско даром). К счастью, трагедии удалось избежать.

В ноябре 1942 года М-96 в ходе кратковременного выхода в море высадила разведгруппу на побережье Нарвского залива. Встреч с противником не было.

За "потопление" транспорта Маринеско получил Орден Ленина, звание капитана 3 ранга, вновь был принят в кандидаты в партию, получил хорошую аттестацию, а в апреле 1943 г. получил под свое начало среднюю подводную лодку "С-13".

-4

Весь 1943 и почти весь 1944 год субмарина провела на базе. До октября 1944 года С-13 выходов в море не имела.

За этот период орденоносец Маринеско неоднократно попадал в "пьяные" истории с административными последствиями. В ноябре 1944 г в его аттестации сказано: "Продолжаются случаи аморальных явлений… "

Наконец, 1 октября 1944 г. лодка покинула Кронштадт и утром 8.10.1944 вышла на боевую позицию на оживленных немецких коммуникациях. Уже утром 9 октября был обнаружен одиночный немецкий транспорт водоизмещением 553 брт. Атакуя практически в идеальных условиях тихоходную цель без охранения с дистанции каких-то 4,5 каб С-13 умудрилась промазать четырьмя торпедами.

Решив во что бы то ни стало уничтожить судно, водоизмещение которого было ровно вдвое меньше, чем у его подлодки, Маринеско приказал атаковать вражеское его артиллерийским огнем. Выпустив 39 100-мм и 15 45-мм снарядов, С-13 покинула район боя. Маринеско в своем рапорте доложил об уничтожении, ни много ни мало, транспорта водоизмещением 5 тысяч тонн. Между тем, крошечный немецкий "Зигфрид" потоплен отнюдь не был! После ухода "С-13" он сумел дать ход и дойти до берега. К весне 45-го немцы ввели судно в строй, и оно не только участвовало в эвакуации из Данцигской бухты, но и проходило в составе западногерманского торгового флота аж до 1954 года, когда его сдали на слом.

За "потопление" "крупного транспорта" Маринеско был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

В ходе этого боевого похода С-13 имела и другие встречи с противником, но атаковать больше не пыталась. 11 ноября "она ошвартовалась у причалов Ханко и в начале следующего месяца прошла докование в Хельсинки.

В ночь на новый 1945 год у Маринеско случился очередной "залет": уйдя с корабля перед Новым годом, он отсутствовал на борту в течение двух суток, за время которых успел влипнуть в скандал с женщиной.

Оставшийся без командира экипаж С-13 в то же самое время отличился массовой дракой с местным населением.

Адмирал Трибуц
Адмирал Трибуц

Командующий КБФ адмирал В.Ф. Трибуц велел было предать Маринеско суду военного трибунала, но, поскольку это означало бы потерю С-13 для активных боевых действий на длительный срок, адмирал решил дать командиру и его непутевому экипажу последний шанс. С-13 буквально "выпихнули" в море, и из этого похода Маринеско должен был вернуться либо со щитом, либо на щите.

Впервые опубликовано:

https://www.facebook.com/baranovandrej/posts/830875686970199

Часть первая. Диспозиция

Часть вторая. Александр Маринеско и его подвиги

Часть третья. Билет в один конец

Часть четвертая. Кто же был на "Густлоффе"

Часть пятая. Легенды