На прошлой неделе ВЦИОМ опубликовали данные опроса 500 предпринимателей, согласно которому 71% из них считают условия ведения бизнеса в России неблагоприятными, а 51% полагают, что в ближайшие 5 лет ситуация ещё больше ухудшится.
При этом, 76% опрошенных не хотят уходить в найм и предпочтут заниматься своим делом, пока ситуация позволяет.
Как обычно, среди негативных факторов, влияющих на бизнес, были названы коррупция, рост цен на энергоносители, усиление контроля со стороны надзорных органов (которые предпочитают не помогать, а карать) и отсутствие доверия к судебно-правовой системе. Эти факторы не новые, и мы уже давно живём под их влиянием.
А вот первым и наиважнейшим фактором, который был назван предпринимателями, является падение уровня благосостояния граждан. И в 2019-ом году этот фактор действительно играет одну из важнейших ролей среди проблем бизнеса.
Я лично наблюдаю за тем, как каждый день то тут, то там закрываются торговые точки, а предприниматели оптимизируют свои расходы, чтобы остаться на плаву. Падение покупательской способности замечают не только среди товаров не постоянного спроса, но и продуктовые магазины, в том числе и сети. Люди дошли до того, что стали сильно экономить на еде. Многие уже закупают продукты не на неделю вперёд, а на ближайшие 2-3 дня и вычеркивают из списка покупок сладкое и прочие продукты не первой необходимости.
Всё это ещё усиливается снижением уровня населения в регионах. В России выросло число эмигрантов среди граждан России. Плюс иностранные граждане также активно покидают нашу страну.
В итоге бизнес оказался зажат меж двух тисков: с одной стороны усиление контроля и повышение уровня затрат на ведение бизнеса, с другой - снижение покупательской способности и в целом числа покупателей.
Что делать в этой ситуации? Лично я вижу два выхода из сложившейся ситуации:
- либо искать выходы на новую аудиторию или низкоконкурентные ниши, в которых предприниматель смог бы удовлетворить потребности населения в сложившейся экономической ситуации. То есть, либо дорабатывать свои продукты так, чтобы предложить их потребителям товаров класса Люкс, либо искать ниши, в которых можно было бы предложить совсем недорогой продукт, который будет востребован массами;
- либо искать выходы на зарубежные рынки. Для мелких продавцов, кстати, хороший вариант - это налаживание продаж через Ebay, Amazon и прочие западные маркет-плейсы. Успеху в этом плане способствует рост интереса к российским товарам на западе. Правда, пока это больше нишевая история. Так, например, среди западных страйкболистов сейчас популярная российская военная амуниция. Западные коллекционеры активно скупают модели нашей военной техники (как готовые, так и наборы). Но список востребованных российских товаров этим не ограничивается.
В целом же пока ситуация в России не настолько катастрофична, но о том, как вести бизнес завтра, нужно думать уже сейчас.
Читайте также:
Как предупредить проблемы в бизнесе?
Почему дело "Рольфа", это сигнал и для малого бизнеса
Понравилась статья? Ставьте "лайк" и подписывайтесь на канал!
Хотите со мной связаться?
Пишите на: bzak-consult@yandex.ru