Практика показывает, что самые эффективные проекты – которые идут от потребностей муниципалитетов, а не от госстандартов и госпрограмм. С другой стороны, такой подход не учитывает перспективы и необходимость интеграции. Поэтому главная проблема – найти баланс между потребностями государства в инструментах управления и контроля и интересами самих агломераций.
Как распределяются расходы в России
На Москву приходится 93%, а на Санкт-Петербург – 2% российского рынка решений для умного города. В 2018 году объем превысил 81 млрд рублей, что на 8% больше показателей 2017 года, сообщалось в исследовании iKS-Consulting.
Сейчас идет реализация стратегии «Умный город – 2030», на которую планируют потратить почти 240 млрд рублей. Это половина доходной части бюджета Санкт-Петербурга», – отметил эксперт. Также приоритетом столицы было решение транспортных проблем.
Сейчас в городе происходит цифровизация социальной сферы(ЕМИАС), внедрены технологии партисипативного управления («Активный гражданин»), коммуникация с бизнесом (портал поставщиков Москвы), работает бесплатная сеть городского Wi-Fi. Развивается видеоаналитика, например внедряется система распознавания лиц. В сфере транспорта внедрены автоматическая система управления дорожным движением (АСУДД), динамическая транспортная модель, система учета пассажирских потоков.
В других мегаполисах России также внедряются элементы умного города. В Казани есть беспроводной интернет и ситуационное видеонаблюдение, в Новосибирске – инновации для людей с ограниченными возможностями. Отдельные элементы умного ЖКХ внедрены в Екатеринбурге, Челябинске, Омске, Казани.
Инфраструктура региональных центров более подготовлена к внедрению инноваций, тем более что в них сосредоточены фактические региональные доходы. Позднее опыт столичных городов масштабируется на остальные населенные пункты, отметил Владимир Пичугин, руководитель направления по работе с региональными администрациями группы компаний Softline.
Равнение на цифровую трансформацию
В 36 российских городах внедряются технологии умного города в рамках пилотных проектов. За интеллектуализацию городов сверху отвечает Минстрой России. Компоненты умного города планируется внедрить до 2024 года. Возможно, что малые населенные пункты с этой задачей справятся позже. Для помощи муниципалитетам создана методология запуска проекта.
В проекте участвуют города с населением от 100 тыс. жителей. Минимальные затраты на создание инфраструктуры умных городов, которые включают и частное, и государственное финансирование, оцениваются в пятилетней перспективе в 360 млрд рублей.
Российские ответственные поставщики
Решения для умных городов разрабатывает несколько локальных компаний. К крупнейшим Всеволод Морозов, руководитель группы системного анализа компании «А+С Транспроект», относит «Ростелеком» и «Ростех». «С одной стороны, исполнители работ не исчезнут после получения аванса. С другой, в условиях отсутствия реальной конкуренции может пострадать продуктивность решений. Компания «Ростелеком», вероятно, для снижения рисков, связанных с эффективностью решений, начала приобретение компаний с успешными кейсами и создала Центр по управлению технологическими партнерствами», – рассказал эксперт.
От удобных остановок к быстрому общественному транспорту
Централизованных программ по реализации технологий и стандартов умного города в России пока нет: нормативная база прорабатывается. Эксперты говорят, что лоскутные решения лучше федеральных. «Главное – идти от потребностей жителей конкретного мегаполиса. На муниципальном уровне проблемы понятны лучше, чем на федеральном», – полагает Артем Ермолаев.
«Локальные решения лучше всего отвечают требованиям конкретного заказчика и решают насущные, а не предопределенные «коробочным решением», проблемы. Но такое «лоскутное одеяло» решений может повлиять на единообразие в части систематизации отчетности по городам, стандартов сбора информации, обернуться сложностями при межмуниципальном взаимодействии», – отметила Татьяна Михеева.
Важно, чтобы «умные города» не превратились в «нанотехнологии», рассказал Всеволод Морозов. В России, по словам эксперта, уже есть «умный шлагбаум», «умный перекресток» или «умная остановка», хотя умным должен быть транспорт. «Нужно стремиться к тому, чтобы люди меньше ждали общественный транспорт и понимали, как доехать до пункта «Б», а не получали навязанную возможность с комфортом стоять на остановке», – заключил он.
Логическим переходом от процессной модели умного города станет концепция «умный город как услуга». Это естественный переход к платформенному подходу.
Автор: Виталий Мосеев
Оригинал статьи: https://mcs.mail.ru/blog/glavnyj-risk-dlya-umnyh-gorodov/