За последние несколько лет реорганизация коснулась почти всех библиотек нашего города. На месте закрытых появляется очередная«Пятерочка» . А те, что еще действуют, страдают от нехватки финансирования, копеечных зарплат и отсутствия интереса у читателя. Посетили волгоградские библиотеки, чтобы пообщаться с их руководителями и заведующими. И узнали, что они думают о реорганизации и каковы ее последствия. А также как они видят библиотеку будущего и что делают или уже сделали, чтобы изменить ситуацию.
Татьяна Чемерис, заведующая библиотекой №9
Я всю свою жизнь работаю в этой библиотеке — уже 43 года. С самого детства была привязана к этому месту. Поэтому после института пошла работать сюда библиотекарем. И не жалею об этом. Я люблю свою работу, не смотря на все трудности, с которыми сталкивается библиотечное дело в данный момент.
«Нас буквально пытаются уничтожить на государственном уровне. Мы медленно гибнем»
В связи с законом о реорганизации библиотек происходит разрушение всей системы в нашем городе. В результате страдают не только небольшие библиотеки, как наша, но и более крупные. У меня такое ощущение, что нас буквально пытаются уничтожить на государственном уровне. Мы медленно гибнем. Нам говорят, что у государства нет денег. А какие реальные причины стоят за этим , я сказать не могу. Но точно знаю, что библиотеки нужны, и интерес к чтению есть.
Аудитория у нас самая разнообразная — от детей до пенсионеров. Наша библиотека не направлена исключительно на детскую аудиторию. Но из-за того, что у школьников в этом районе нет библиотеки в шаговой доступности, мы работаем и с ними. В общем и целом посетителей меньше, чем раньше, но в этом есть и вина этой реорганизации.
Два года назад у нас отобрали читальный зал, так как нам нечем было платить за аренду. Теперь на его месте расположилась музыкальная школа. Как следствие, у нас нет площадки для проведения мероприятий, которых раньше было очень много. Мы проводили встречи клубов, приглашали известных личностей на проведение мастер-классов. Людям это интересно, они видят объявление и идут на мероприятие. И зачастую они заинтересованы в том, чтобы вернуться к нам в библиотеку ещё раз. Отсутствие площадки негативно отразилось на нашей работе. Мы не можем делать многих вещей, которые хотели бы, так как у нас отобрали все возможности.
Мы страдаем от нехватки финансирования и это выражается в нескольких вещах. Во-первых, у нас уже несколько лет нет новых поступлений. Люди приходят за новинками, которых у нас нет. А если библиотека не удовлетворяет спрос потребителя, как ей удержаться на плаву? Во-вторых, помимо помещения, у нас нехватка сотрудников — нас всего трое. Никто не хочет идти работать. Институты не выпускают специалистов, которые нам нужны. В-третьих, это нищенская зарплата. И самое страшное, что ситуация только ухудшается за все время, пока я работаю. Все это может привести к исчезновению библиотек в нашем городе. В результате останутся только крупные районные центры.
«Модернизация – это прекрасно, мы хотим привлекать новую аудиторию. Но чтобы она появилась, нужно развивать престиж библиотекаря»
Я не считаю, что реорганизация это плохо. С одной стороны, это очень даже хорошо. Нужно учитывать современные реалии и использовать пространства и ресурсы библиотек по-новому. Но на данном этапе мы находимся в очень невыгодном положении и идём к неминуемой гибели.
У нас нет интернета и собственного сайта, которые есть у более крупных библиотек. Таким образом мы отрезаны от потенциальной молодой аудитории. И мне не хочется, чтобы традиционные библиотеки умирали. Ведь книги очень важны для человека и в особенности для ребёнка. Наша задача сформировать интерес к чтению, направить и подсказать. Конечно, с появлением интернета, информация стала доступней, но бумажные книги это совсем другое.
Библиотека это все ещё то место, где можно взять книгу совершенно бесплатно. Я думаю, что лучше всего дополнять традиционный образ библиотеки новым форматом. Именно этого я жду здесь. Но, к сожалению, это вряд ли случится.
Я бы хотела многое изменить в нашей библиотеке. В первую очередь нам необходим наш читальный зал, где мы бы проводили мероприятия. Я жду новых специалистов, которые желали бы здесь работать. Все это упирается в финансирование, что является главной проблемой. Модернизация – это прекрасно, мы хотим привлекать новую аудиторию. Но чтобы она появилась, нужно развивать престиж библиотекаря, организовывать всевозможные центры, кружки и другие развлечения. А также задействовать интересных личностей для привлечения внимания.
Марина, заведующая старшим отделом библиотеки им. А.С. Пушкина
Я работаю в библиотеке им. Пушкина уже довольно давно. В мои обязанности входит обеспечение литературой школьников с 5 по 9 классы. А также организация мероприятий для детей этой возрастной категории.
«Превращение библиотек в досуговые центры может привести к полнейшей потере изначальной цели»
Несмотря на то, что у нас детская библиотека, мы испытываем трудности, связанные с реорганизацией, которая началась ещё в 2014 году. Прежде всего, сократилось финансирование. К тому же заметно сокращение в снабжении современной литературой. Библиотека не развивается, у нас нет ресурсов, чтобы модернизировать нашу работу. А это необходимо, чтобы идти в ногу со временем.
Традиционные библиотеки потеряли свою актуальность с появлением интернета. Большая часть перешла на новый формат, чтобы выжить. Они стараются привлечь аудиторию играми и развлечениями. И отходят от первоначальной роли библиотеки — привить любовь к чтению. Но исчезновение традиционных библиотек – это и есть большая проблема. Безусловно, библиотеки должны модернизироваться и становиться более современными. Но я считаю, что превращение библиотек в досуговые центры, может привести к полнейшей потере изначальной цели — за чем человек приходит к нам.
«Тех книг, которые детям было бы интересно почитать, у нас нет. С такими условиями желание к чтению будет погублено»
Подобными законами государство само способствует снижению интереса к чтению у молодёжи. Если судить по нашей библиотеке, то можно заметить, что в младшем отделе ситуация обстоит куда лучше. Там наблюдается рост аудитории.
Начиная с подросткового возраста, дети перестают читать книги для себя. Так как приходят в основном за литературой для школьной программы. А тех книг, которые им было бы интересно почитать, у нас нет. А если и есть, то в одном экземпляре. Более того, закрытие филиалов приводит к тому, что детям и родителям тяжело добраться до библиотек. Им приходится ехать издалека, чего быть не должно. Конечно, с такими условиями желание к чтению будет погублено.
Мы стараемся привлекать новую аудиторию. Работаем и со школами, и с родителями, задействовали рекламу, но результата от этого мало. Мероприятия интересны детям. Да, они важны, потому что формируют моральные ценности и затрагивают часть души. Но они не привлекут ребёнка к книге. Многое зависит от родителей — почему-то в подростковом возрасте они перестают контролировать этот важный аспект развития ребёнка. Очень важно научить ребёнка ценить бумажные книги — что есть искусство. От книги в руках получаешь совсем иные эмоции, чем от электронного носителя.
«Традиционная библиотека, как она есть, не выживет в современных условиях»
Нашей библиотеке в первую очередь необходимо изменить внешний облик, поменять дизайн на более подходящий для ребёнка. Интерьер должен быть удобным и комфортным, чтобы здесь приятно было бы провести время. Я думаю, что зонирование помогло бы выделить место для досуга, развлечений и работы. Также, нам не хватает современного оборудования и новых поступлений.
В идеале современная библиотека должна сочетать в себе и развлекательный и обучающий момент. Но упор должен сохраняться на книгах. Потому как традиционная библиотека не выживет в современных условиях.
Мы сталкиваемся с проблемой отсутствия профессионалов, которые бы пошли сюда работать за скромную зарплату. А требований к библиотекарю сейчас очень много. Это уже специалист широкого профиля — массовик-затейник. При этом страдает сохранность фонда, человек должен знать и любить литературу.
«Престиж библиотекаря стремительно падает, как и его зарплата»
Сейчас найти такого специалиста довольно трудно, престиж библиотекаря стремительно падает, как и его зарплата. Но мы продолжаем работать здесь, потому что нам нравится работать с детьми и с книгами, мы получаем удовольствие от общения. Наша профессия уникальна тем, что мы постоянно обогащаемся и находим что-то новое для развития самого себя. А также помогаем развиваться другим и это бесценно.
Елена Пяткина, директор Волгоградской областной библиотеки для молодёжи
Наша библиотека была открыта в 1973 году. Основная аудитория — люди от 15 до 30 лет. Посетители очень разные и работать с ними трудно.
Год назад мы поставили задачу, чтобы люди сами к нам приходили. Мы работаем традиционно и со школами, и с институтами. Но задача была организовать некоммерческий досуг молодёжи. Чтобы человек, который придёт сюда и найдет что-то интересное, захотел вернуться. Вот кто подумает провести свой досуг в библиотеке? Сейчас мы себя позиционируем именно как место проведения досуга, который может быть и интеллектуальным, и развлекательным. Поэтому стараемся учитывать интересы наших пользователей и предлагать им то, что их зацепит. В первую очередь это различные тематические мероприятия.
«Пиарщики только мы сами, как умеем, так и пиаримся. Вдохновившись западными коллегами, мы запустили отдельный проект в инстаграм под названием Bookface»
Самая активная площадка, где можно узнать о ближайших мероприятиях и как они проходят — группа ВКонтакте. Мы активно работаем с интернет аудиторией через официальный сайт, группу в ВК и инстаграм. За год в инстаграме мы набрали больше тысячи подписчиков. Вдохновившись западными коллегами, мы запустили отдельный проект в инстаграме под названием Bookface. Каждую пятницу выкладывается фотография человека с книгой, где они складываются в один образ.
Пиарщики только мы сами, как умеем, так и пиаримся. На крупные мероприятия приходит около 200 человек, причём приезжают сами, узнав из группы в ВК. Удивительно, что как только мы поставили задачу, к нам потянулась именно та аудитория, которой интересно быть в библиотеке и участвовать в наших мероприятиях. И все это от души.
Библиотека становится центром досуга, она отходит от традиционного понятия о библиотеке, и это хорошо. Все библиотеки идут по этому пути и становятся разнообразными. Досуг – это не просто развлечение. Я вот наблюдала на одном из фестивалей по косплею, как тридцатилетний человек пришел в ярком образе короля эльфов. А потом я его увидела уже в своей одежде — рабочей, похожей на форму электрика. И меня это так порадовало, потому что серьёзный работающий человек пришёл в библиотеку сознательно. Даже если он мимоходом узнал о мероприятии и заглянул ненадолго, то попал в среду, где находятся книги. И он невольно подойдёт к полке и возьмёт книгу — среда располагает.
Интерес к чтению растёт, сейчас модно быть интеллектуалом. Люди стали работать на себя. Смотреть, что они из себя представляют и чего могу достичь. Учебы в школе и университете недостаточно. Если сам не развиваешься, то не добьёшься успеха. Сейчас нужно готовить молодёжь к тому, что нужно самому стремиться к знаниям.
«Мы смахиваем пыль с образа библиотекаря, тот, который с кулей и в шали, поеденной молью. И просим посмотреть на нас – ведь мы стали другими»
Мы пытаемся учитывать интересы разных категорий пользователей. Проводим опросы: что читают, как читают, на каком носителе. Дело в том, что плюсы есть и там, и там. Неважно, на чем читать, важно читать. Главное, чтобы книга сделала тебя лучше. Нет задачи из всех сделать поклонников книг, да мы и не можем этого сделать. Никто не сможет.Но мы хотим привлечь молодёжь на нашу территорию проводить свой досуг и развиваться. Все же лучше, чем пить пиво по подворотням.
С появлением интернета информация стала доступнее. Но понять, какая информация из всего потока качественная, стало сложнее. Библиотека — это то место, где потоки информации систематизируют и выдают то, что нужно. Поэтому, если за информацией, то к нам, мы в этом специалисты. Сейчас нет такой профессии библиотекарь. Это аналитик. Понятия «библиотека» и «хранение информации» неразделимы, и эту функцию она не потеряет. Современная библиотека – это традиционный образ плюс изобретательность, креативность, желание работать.
Мы смахиваем пыль с образа библиотекаря, тот, который с кулей и в шали, поеденной молью. И просим посмотреть на нас — ведь мы стали другими. Как директор, я жду креативных людей, которым интересно жить самим и которые хотят делиться своими знаниями. Наш сотрудник должен интересоваться жизнью и миром.
Сейчас у нас складывается сплочённый коллектив. Возраст сотрудников разношерстный, но я стараюсь, чтобы с молодежью работала молодёжь. К нам тянутся новые лица. Но при этом мы дорожим опытными сотрудниками. Ведь как правило, они лучше знают литературу. А у молодых сотрудников больше креатива, и в симбиозе это все работает на библиотеку.
Если думать о том, что будет с библиотеками в будущем, я вспоминаю фильм «Москва слезам не верит». Там говорилось, что телевидение заменит и театр, и кино. Но все осталось, так же будет с библиотеками. Они останутся в традиционном виде. Это информация о человеке, о культуре. Невозможно это все потерять.