Многим известно, что западноевропейское средневековые искусство содержит большое количество необычных, не совсем понятных и даже в каких-то моментах диких вещей. Но, как оказывается, и русское средневековье в этом плане ничуть не отстаёт. В этой рубрике я буду рассказывать о странных, загадочных и примечательных русских изображениях из древних манускриптов.
1. Антропоморфная смерть
Миниатюра представляет собой буквальное прочтение метафоры о смерти, которая убегает от грешников, возжелавших её во время первого горя Апокалипсиса (нашествия саранчи с человеческими лицами, львиными зубами и скорпионьими хвостами [Откр. 9]). По всем законам жанра смерть предстаёт в образе лысеющего сорокалетнего забулдыги, который устремился в осенний лес.
2. Святой Христофор
Святой Христофор, принявший, согласно легенде, мученическую смерть от римского императора, почитается как в западной, так и в восточной христианской традиции. Одно время было широко распространено мнение, что мученик принадлежал к кинокефалам — мифическому народу с пёсьими головами, известному ещё по сочинениям античных писателей. Дольше всего эти представления продержались в России: изображали святого псеглавцем довольно часто, даже на иконах (церковь запретила это делать только в XVIII веке).
3. Макарий Великий беседует с черепом
Макарий Великий (или Египетский) — святой отшельник, написавший несколько богословских сочинений. Данное изображение иллюстрирует один случай из жизни этого святого. По преданию, Макарий как-то бродил по пустыне и наткнулся на череп, который, судя по рисунку, лежал как картошка в лунке. Макарий решил пообщаться, ткнул в него своим посохом — и тот сразу обрёл голос. После чего череп поведал ему историю о загробной жизни.
Читайте другие статьи этой рубрики:
Вторая часть