Человек существо мыслящее, разумное, если он чего-то не знает, то обязательно додумает. Где недостаточно нужной информации, рождаются разнообразные мифы. Они заполняют пустое место в нашем сознании, и картина мира сразу становится ясной и гармоничной.
Вот и об издании книг существует множество разных мифов, особенно если речь идет о публикации за гонорар в крупном издательстве. И хоть, как говорится, дыма без огня не бывает, но миф – это и есть миф, байка, далекая от реальности. Сейчас я попытаюсь разобраться с наиболее популярными «издательскими» мифами.
Миф 1. Украдут текст
Суть мифа в следующем: если послать в издательство текст книги целиком, то его там могут украсть. А потом он будет издан под чужим именем какого-нибудь топового писателя.
Это, пожалуй, самый абсурдный и нелогичный из всех мифов. Зачем издательству воровать ваш текст? Если опубликовать книгу под именем известного автора, то она обойдется издательству дороже, чем заключенный с вами контракт. Ведь гонорары топовых авторов несопоставимы с выплатами новичку.
Мне часто приводят аргументы о том, что под известным именем книга будет продаваться лучше. Это так. Но и стиль, и сюжетное построение, и характеристики героев, и многое другое у разных писателей настолько отличаются, что даже неискушенный читатель это заметит. Да и не будет солидное издательство заниматься мелочным воровством, так же как и известные авторы. Это абсурдно, экономически невыгодно и плохо сказывается на их имидже.
Но если сомнения все равно остаются, то пошлите свою книгу себе на электронный почтовый ящик и только потом отправьте в издательство. Даты первой отправки будет достаточно, чтобы доказать авторские права.
Миф 2. Украдут идею
Это более логичный миф, и его сложно опровергнуть, также как и доказать. Почему? Потому что многие идеи и сюжеты буквально витают в воздухе. Понять, кто у кого и что украл, бывает довольно сложно. Как любят говорить сами писатели: «Все давно украдено у нас».
Например, на волне повального увлечения котиками в каждой второй книги жанра фэнтези у главной героини или героя фамильяр (магический помощник) кот или кошка. Но это не говорит, что идея украдена. Или другой пример – повальное увлечение магическими академиями объясняется не только популярностью этой тематики под влиянием Гарри Поттера, но и соответствующей серией в издательстве Эксмо. Серия «Академия магии» была открыта в 2014 году, и за 5 лет в ней вышло более 100 книг. Каких только там только нет академий и сюжетов! Вот скажите, насколько реально в этой теме придумать что-то новое и не повториться? И будет ли такой повтор воровством?
Возможно, у вас что-то совсем оригинальное и уникальное, но в таком случае, чтобы красть эту идею, ваш текст должен прочитать не редактор издательства или не рецензент, а другой писатель. А это может случиться, если вы сами свою книгу пошлете ему, а не в издательство. Да и то… Одной, пусть даже супергениальной идеи совсем недостаточно, чтобы написать книгу.
И, да, факты вольного, а чаще невольного заимствования случаются, но обычно происходит наоборот – начинающие писатели пишут фанфики под впечатлением прочтения хорошей книги.
Миф 3. Издать книгу можно только по знакомству
Конечно, опубликовать книгу за собственные деньги может любой человек. Такие услуги предлагают многие издательства, и об этом мы с вами тоже как-нибудь поговорим. Но это же не тот кайф! Другое дело, когда солидное издательство заключает с автором договор, а потом еще выплачивает гонорар, и книга выходит в популярной серии под узнаваемой обложкой.
Но такие публикации ведь делаются не просто так? У многих начинающих писателей есть стойкая уверенность, что просто послать текст в издательство недостаточно, и «с улицы» или, как говорят издатели, «с самотека» никого не берут. Для этого нужны знакомства в издательстве. И, кстати, переубедить в этом авторов крайне сложно. Что поделать, мифы очень живучи.
Миф № 3 в сочетании с желанием издать книгу в престижном издательстве, побуждает авторов активно искать контакты редакторов, заводить знакомства с известными писателями, навязчиво стучаться к ним в личку вконтакте, в фейсбуке, в инстаграмме. Можно еще потратить деньги на различные писательские семинары, форумы, конвенты – там уж вся эта писательско-издательская элита присутствует вживую.
Конечно, такие знакомства могут пригодиться на этапе рассмотрения рукописи. Например, редактор может попросить загруженного работой рецензента посмотреть текст в первую очередь. Но на окончательное решение о публикации знакомства не влияют. Здесь важно только одно: будет продаваться ваша книга или нет? Насколько быстро уйдет тираж? Встает ли текст в имеющиеся серии? Если он достаточно хорош, но не вписывается ни в одну имеющуюся серию, то увы, издан он, скорее всего, не будет. Под никому неизвестного автора новую серию открывать не станут. Так же как и вне серии вряд ли издадут. Что, возможно, к лучшему – популярная серия поможет новичку подняться, стать узнаваемым. А вот в одиночестве он рискует затеряться в книжном море.
Здесь нужно всегда четко понимать одно: издательство – коммерческая организация. На первом месте у него прибыль, и работать себе в убыток ради даже очень хорошего знакомого никто не будет. Ведь издание книги, особенно приличным тиражом, стоит немалых денег.
Миф 4. В тексте главное – сюжет, а не грамотность. Ошибки корректор поправит
Это очень вредный миф, который может помешать начинающему автору издать свой, возможно, очень неплохой текст. Конечно, ошибки стилистические поправит литературный редактор, а грамматические – корректор. Но чтобы текст до них дошел, он должен быть принят к публикации, и с автором заключен договор.
А, начав читать книгу и наткнувшись на кучу ошибок и ляпов, редактор закроет файл на первых страницах, так и не постигнув всей глубины замысла и великолепия сюжета. Так что ошибки – это зло. И если вы не чувствуете себя уверенным знатоком русского языка, то лучше найти хорошего корректора (в идеале и литературного редактора), который приведет текст в норму.
Миф 5. Главное – издать хотя бы одну книгу, и это обеспечит дальнейшие публикации без проблем
Будучи уверены, что издательство с готовностью возьмет вторую книгу начинающие авторы часто пишут дилогию или трилогию. В случае заключения договора на первую, можно сразу подсунуть и вторую. Это ошибочное мнение. Гарантирует издание второй книги, не заключение договора на первую, а ее продажи. Поэтому будьте готовы ждать и издания (возможно, несколько месяцев), и продаж книги. И только если тираж разойдется быстро, можно рассчитывать на издание второго тома.
А то еще некоторые МТА (молодые талантливые авторы) с энтузиазмом сообщают в сопроводительном письме, что готовы написать еще N книг продолжения. А то и присылают сразу пакетом трилогию. Поверьте, это скорее отпугнет потенциальных издателей, чем привлечет их внимание к вашему творчеству.
Это, конечно, далеко не все мифы, но самые распространенные. И если вас интересуют еще какие-то вопросы, то не стесняйтесь, пишите в комментариях – я с удовольствием отвечу или напишу по вашим вопросам статью.
В других статьях вы можете почитать:
Спасибо, что дочитали, если понравилось, то поставьте «палец вверх». О том, как найти свою целевую аудиторию и продвигать свои книги в интернете читайте в этой моей статье:
Подписывайтесь на мой канал, и вы узнаете много интересного и полезного. И вы можете задавать в комментариях любые интересующие вас вопросы о книгоиздании и писательском творчестве.