Найти тему

Для кого мы пишем? Поиски целевой аудитории

Оглавление

Рада снова вас приветствовать на моем канале и поделиться с вами «записками литературного редактора». А тем, кто проявить интерес или терпение, обещаю небольшой бонус.

В одной из песен Булата Окуджавы есть слова: «Каждый пишет, как он дышит, не стараясь угодить…» Хорошие слова, душевные. Я, вообще, уважаю творчество Булата Шаловича, но вот возникает вопрос: «А для кого мы пишем?» Я вот пишу для вас, а вы для кого, мои любезные читатели?

Зачем мы пишем?

Если не ходить вокруг да около, то каждый, кто хочет приобщиться к литературному творчеству любого жанра и формата, должен для себя ответить на этот вопрос. И ответ будет связан с целями, которые мы перед собой ставим.

Я, например, хочу поделиться с вами полезной информацией, которая поможет вам развиваться, создавать интересные произведения, завоевывать аудиторию. Нет-нет, цели мои отнюдь не бескорыстны. Я жду, что это полезная информация привлечет на страницы моего канала посетителей, увеличится количество подписчиков, появятся интересные комментарии и еще другие привлекательные «плюшки».

Но главное – я пишу для вас, поэтому выбираю те вопросы, которые, как мне кажется, будут вам полезны. То есть я «танцую» от интересов моей целевой аудитории и хочу писать в ритме не своего, а ее дыхания. А иначе в чем смысл всей моей писанины, если она никому не нужна?

А вы, мои друзья? Вот скажите мне откровенно, для кого пишет человек, который утверждает, что «обыватель до его творчества не дорос», что «это не массовая литература, и предназначена она для избранных», а он «не собирается подстраиваться под интересы серой массы (быдла, ничего не понимающих личностей и т. д.)». И где этот автор таких избранных хочет найти, и как будет определять степень избранности?

-2

Если требует душа…

Да, все (ну, или почти все) когда-то начинали писать, потому что того требовала душа. Слова рвались из ее глубины, просились на бумагу, на чистый файл, и мы не задумывались о потенциальных читателях. Можно сказать, занимались самовыражением и испытывали восторг от этого. Но довольно скоро этого становилось мало. Творчество, вообще, социально, и человек, упорно «пишущий в стол» начинает чувствовать себя либо неудачником, либо непризнанным гением. Что, в общем-то, одно и то же.

Тот, «кто пишет, как он дышит» тоже нуждается в читателях, иначе сам этот процесс утрачивает смысл. Не найдя своей аудитории, такой писатель быстро впадает в уныние, а то и совсем забрасывает свое творчество. Грустная картина и, поверьте, мне знакомая. Нередко приходится слышать сетования несостоявшихся гениев о том, что настоящую литературу сейчас никто не ценит. Под настоящей литературой они, конечно, понимают свою собственную.

А не лучше ли все же поискать своего читателя? Согласитесь, ведь странно было бы продавать дорогие украшения в отделе бытовой химии или у пивного ларька? Поэтому поиск своей целевой аудитории – важное условие успеха.

-3

В поисках читателей

С чего начать поиски? С определения максимально популярных тем и жанров. Как бы вы ни ценили свое творчество, все же учитывать интересы читательской массы стоит. Провести исследования популярной тематики можно сделать разными путями:

  • посмотреть посещаемость страничек других авторов, например, на Самиздате, Продамане или другом ресурсе;
  • сделать анализ наиболее популярных и долгоживущих серий, которые выпускаются издательствами, - они отличный показатель популярности и продаваемости; например, в серии «Академия магии» издательства Эксмо вышло более 100 книг;
  • провести опрос в соцсетях, предложив на выбор несколько близких вам тем;
  • потусоваться на читательских форумах и посмотреть, какие книги пользуются большей популярностью.

Если вы категорически не желаете писать в этих жанрах, то не стоит отчаиваться, ваш читатель все равно найдется. Или можно пойти путем компромисса и «вписать» интересную вам тему в популярный и раскрученный жанр. Например, группа издающихся писателей, увлеченных дорамами (японскими и корейскими телесериалами), начали писать книги в этом жанре, и даже убедили крупное издательство создать отдельную серию – Литдораму. А увлечение компьютерными играми привело к образованию нового и довольно популярного поджанра фэнтези ЛитРПГ.

Даже если вы пишете что-то специфическое или совсем нехудожественное стоит поискать тематические группы и там рекламировать свои тексты.

Но, скажу как человек с солидным житейским опытом: высокомерие никогда и никому не приносило пользы, даже моральной. И успех на писательском поприще ждет тех, чьи интересы совпадают с текущей модой, тех, кто пишет то, что нравится читателям. Хоть, думаю, многие со мной будут не согласны.

Но я вам и так могу сказать примерный результат. Если книги ориентированы на женскую аудиторию, то это будут любовные романы и любовно-романтическое фэнтези. То есть тот же любовный роман, но в фэнтезийном антураже. Довольно популярна, хоть и в меньшей степени современная сентиментальная проза. Вкусы читателей мужчин менее ярко выражены. Вероятнее всего, это будут разные виды боевиков, в том числе фантастических или исторических романов, но тоже скрещенных с боевиком или фэнтези, а также классические детективы.

Перловка!

Спасибо, что заглянули ко мне и дочитали статью до конца. Таким заинтересованным и терпеливым – обещанный бонус. Я решила в конце каждой статьи размещать «перловку» - смешные и часто нелепые выдержки из книг, которые я редактировала и рецензировала. Я не хочу никого обидеть, даже у известных писателей встречаются иногда ляпы. Они не снижают достоинство их произведений, но повышают настроение. Поэтому «смеяться подано!»

-4

· «Тёплая ладонь Рила медленно провела по открывшимся просторам и замерла на округлой коленке».

· «Руки Андрея путешествовали по моему телу, ни в чем себе не отказывая».

· «И только я отварила дверь…». (Отварная дверь – прекрасный ужин для начинающего писателя).

· «Их ничто не связывает, в связи с отсутствием доказательств обратного». (О, как закручено!)

· «Я смотрела на синий шарик, утыканный по орбите железяками – Земля». (Какая романтика!)

Подписывайтесь на мой канал, и я вам расскажу много интересного и нужного о том, как писать, продвигать и издавать книги. И не только книги, но и любые другие тексты. Существует много мастер-классов писательского мастерства, но все они не бесплатны. А здесь – халява!