Убийство Сергея Чуева заставило многих мужчин в очередной раз задуматься над тем, а стоит ли заступаться за незнакомых людей на улице, рискуя тем самым собственной шкурой?..
Герой или злодей?
«Ты настоящий пример мужества» — пишут пафосные слова на страничке убитого борца люди, восхищённые его героизмом. Да и как можно не восхищаться поступком человека, заступившегося за незнакомую девушку и погибшего в неравной схватке с преступниками? Но, давайте себе на мгновение представим, что ситуация развернулась несколько иначе.
Предположим, что Сергей Чуев сломал челюсть одному, выбил колено второму, а у третьего отобрал нож и вернул ему его обратно по самую рукоять. О чём бы писали в этом случае СМИ, и что в этом случае писали бы люди на станице Сергея?
Джон Гидук, автор книги «Террор в Беслане», отметил:
«Кажется очень немногие понимают, что система рукопашного боя не превратит вас в подсудимого, только если она не сработает.«
К сожалению, любой юрист может констатировать факт печальной судебной статистики по самообороне в нашей стране. Да и в случае с Сергеем, самообороной явно не пахло. Просто мёртвых не судят. И если бы Чуев вышел победителем из той ситуации, а мёртвым оказался один из его противников, то СМИ вообще проигнорировали бы эту никому не интересную историю: ну, бытовуха и бытовуха, что об этом писать?
Мой друг, в отличие от Сергея, борьбой не увлекался. Он изучал стритфайтинг. И решил на свою голову заступиться за друга, с которого вымогали деньги. Подобно Сергею попал под удар ножом, но сумел защититься и выжить. Уже отсидел полсрока по 105-й. Из него сделали злодея просто потому, что он остался жив.
Мнения разделились
Ну, хорошо, судебная практика — это одно, а как же мораль? Должны же быть у человека моральные принципы? Должны. Вот я читаю на одном из сайтов, посвящённых самообороне, текст, подготовленный одним из тренеров клуба по поводу гибели Сергея. Основная мысль сводится к следующему: в приличном обществе женщины ходить без сопровождения мужчин не должны. Вот так… Я только улыбаюсь и развожу руками. А что поделать? Это — мнение эксперта по самообороне… Хотя, этого «эксперта» я не видел и ничего о его компетентности, тем более адекватности, сказать не могу.
Но вот передо мной сидит мой добрый знакомый, служивший в спецназе. Он вспоминает, как перед дембелем с ним разговаривал военный психолог из части (со всеми дембелями проводились у них такие собеседования) и задал ему такой вопрос. «Вот скажи, заступишься ли ты за незнакомую девушку на улице?». Думаю, всякий нормальный человек ответил бы утвердительно. Но психолог явно не разделял этих героических настроений: «Если заступишься — дурак! Потому что нормальные женщины никого не провоцируют!»
Оказывается есть среди нас немало людей, кто не просто остался бы в стороне (как, собственно, это и было во время убийства Сергея), но даже и сделал бы это по идейным соображениям. И глубоко убеждён в том, что эти ложные идейные установки хорошо подкреплены личным жизненным опытом, который можно было бы выразить простой русской поговоркой: «От добра не жди добра!«.
Борцы не всегда проигрывают
Вот ещё интересный случай, произошедший в Москве с одним из видеоблоггеров. Парень серьёзно занимается ММА и ведёт раскрученный канал на YouTube. Стал свидетелем того, как двое пристают к девушке. Он заступился. Взял одного на прогиб и воткнул башней в асфальт. Второй убежал. Девушка сказала «Спасибо!» и тоже смылась. И смылась вовремя, поскольку очень быстро нарисовался наряд полиции, и герой тут же стал обвиняемым.
А вот эпизод из моей жизни. Однажды я стал свидетелем того, как в автобусе пьяный тип лезет к чужому ребёнку. Решив заступиться, я выбросил пьяное чудовище на остановке. И выбросил удачно, потому как оно не успело выпустить шасси и приземлилось заросшей небритой мордой. В автобусе тут же поднялся шум по поводу моей жестокости. И если бы дело дошло до полиции, никакого сочувствия со стороны окружающих (которые сегодня под дудочку СМИ поют дифирамбы убитому герою и пишут пафосные строчки на его странице) я бы не получил.
Вообще, сейчас вспоминаю массу эпизодов из своей жизни и жизни знакомых, когда личная бравада и чувство справедливости толкали на совершение геройских и социально значимых поступков в плане поддержания общественного порядка, а вместо благодарности герой получал порицание и осуждение. Почему так? Ответ даст психология.
Мы осуждаем то, чего боимся
Да, мы осудили убийц Сергея, потому что они повели себя как звери. Мы боимся диких, опасных и бешеных зверей, поэтому мы их осуждаем. Но если бы Сергей оказался ещё агрессивнее, ещё опаснее и справился бы с этой сворой, оставив после себя поскуливающие искалеченные тела, мы осудили бы его, подобно тому, как в 1123 году в Исландии осудили берсерков, поставив их вне закона. Мы всегда осуждаем то, чего боимся.
Главная проблема героя заключается в том, что для того, чтобы осадить хама, нужно быть ещё большим хамом. Овечья мораль случайных свидетелей замешана на культивировании позорной пассивности и отрицания насилия (поскольку насилие — это то, что делают волки в отношении овец, и никогда наоборот). И если мы из самых лучших побуждений проявляем насилие в отношении тех, кто замыслил это насилие в отношении кого-то другого, то становимся преступниками не только формально, но и оказываемся порицаемы общественной моралью. Такова обратная, тёмная сторона ситуации вокруг гибели Сергея.
Мир несправедлив, но справедлив мой бог
Когда-то давно со мной произошли неприятные события, заставившие меня перешагнуть через собственное достоинство и испытать муки стыда. Тогда я дал себе обещание, что никогда больше не вкушу этого мерзкого чувства. И не важно, какова будет цена такой позиции. До сих пор этой установки я и придерживаюсь и даже иногда рассказываю о ней на своих семинарах.
Порой мне задают вопрос:
— А стоит ли влазить в драку, зная, что потом сам останешься крайним?
Я отвечаю:
— Не стоит. Никогда не стоит драться за чужое и за чужих. Не стоит драться за незнакомых людей, не важно, девушки это или юношки. Потому что драться за кого-то — это значит наивно ожидать ответной благодарности. Но её не будет. Не будет благодарности от общества, не имеющего ни малейшего понятия о том, какова цена справедливости. Мир несправедлив, но справедлив мой бог, поэтому моя душа принадлежит ему. Он — воплощённая в сакральном пространстве та самая идея справедливости. За него и за эту идею стоит драться. Потому что это всё, что имеет смысл, это всё ради чего стоит жить. И, безусловно, стоит того, чтобы за это умереть.
Рудияр
О моём уличном опыте читайте в этой книге.