Ни одна хорошая книга никогда не была написана так, чтобы символы в ней были придуманы заранее и вставлены в неё… Я старался создать реального старика, реального мальчика, реальное море, реальную рыбу и реальных акул. Но если я сделал их достаточно хорошо и достаточно правдиво, они могут значить многое.
Эрнест Хемингуэй, 1954 г.
Мальчик – самый незаметный герой повести «Старик и море». Отец запретил мальчику рыбачить со стариком – куда лучше ходить в море с теми, кому улыбается удача. Но мальчик постоянно навещает старого кубинского рыбака в его хижине, помогает разобраться с рыбацкой утварью, отнести снасти, приготовить пищу, они увлеченно разговаривают о Джо Ди Маджио, короле американского бейсбола. Они видят неисчерпаемую силу спортсмена.
Старик Сантьяго так бережно относится к мальчику, что лишь раз называет его по имени. Впереди решающая схватка в жизни старика. Посмотрите, как быстро мальчик уходит в тень на фоне предстоящего.
Почему именно мальчик?
Действительно, в повести рядом со стариком могла оказаться старуха, случайный гость, наконец, другой рыбак. Но старик мудр и рядом с ним может быть именно мальчик.
Откуда он?
Может явился из далекого прошлого самого Хема...
Эрни родился в семье врача и домохозяйки. На редкость упрямый – он всегда делал только то, что хотел. И его тянуло на рыбалку, хотя мать ждала от него занятия музыкой. Не дождалась. После школы Эрни переехал к дяде и устроился в местную газету журналистом.
Что с ним происходило, смотри тут
Может Хемингуэй почувствовал, что пишет свое последнее из значительных произведений. Что пора, пора собираться в дорогу...
Но папа Хем известен как борец до мозга костей - он не спешит покидать реальность, какой бы она не была. Давайте учтем, что его в течение всей жизни окружают вулканы несчастий с близкими людьми. Его отец, сестра и младший брат покончили с собой. Пытались свести счеты с жизнью любовница Джейн Мейсон и парижский друг, Скотт Фицджеральд. Наконец, две авиакатастрофы, диабет, разрыв почки и селезенки, гепатит, перелом черепа и раздробление позвоночника…
Зачем он явился?
Писатель, еще в детстве прислушивается к своим предчувствиям, и верит без колебаний в то, что пройдет свой путь, станет великим Хемом, легендой...
И никто его не собьет с пути. Никто не отговорит, даже родная мать. Она требует поступления сына в Университет, а он в журналистике - там, где всю жизнь неблагодарная, низкооплачиваемая «собачья работа».
Мальчик не играет в футбол, а делает абсолютно ненужное дело – возится с каким-то стариком.
Почему именно себя писатель воплотил в мальчике?
Ну посмотрите, хоть краем глаза на жизнь Хемингуэя, наполненную сумасбродными приключениями, африканскими путешествиями, любовными романами, кровавыми войнами и отчаянными поступками... Разве это ни о чем не говорит?
И я понимаю, чтобы старик проявил мудрость - ему нужна молодость. И происходит метаморфоза автора в мальчика, которому нужна мудрость старика.
Поэтому мальчик присутствует во всех сценах. И на суше, и на море. Он смысл возвращения старика, без него старик не вернулся бы с моря. И как ни странно, он возвращается, чтобы стать лесиной, тем срубленным деревом, которое идет на постройку новой жизни. Ну а кому ее строить ?
Наверху, в своей хижине, старик опять спал. Он снова спал лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику снились львы.
Старику уже не снилось море – он передал эти сны мальчику. И в море старик не выходил. И они уже ни о чем не разговаривали…
...Старику снились львы.
И мальчик знал об этом, и был рядом.