Целью деятельности любой организации, если она не является благотворительной, является получение максимально возможной прибыли в течение как можно более продолжительного времени.
Увеличивать прибыль можно двумя способами:
- Увеличивая объём продаж и выручки.
- Снижая совокупные затраты.
К слову сказать, увеличение объёма продаж и выручки не всегда приводит к увеличению прибыли, как в кратко- и среднесрочном периоде, так и в долгосрочном.
Управление запасами – это один из самых недооцененных процессов для повышения прибыли компании, который, начиная с некоторого этапа развития компании, обеспечивает компании получение прибыли, поддержание выручки с учётом изменений спроса и минимизацию затрат и издержек.
Вы можете оптимизировать управление запасами с целью снижения совокупных затрат, а также в чех же целях, – для повышения точности управления, можете передать наиболее трудоёмкие процессы анализа и прогнозирования на аутсорсинг.
Кто из руководителей и специалистов, занимающихся логистикой и закупками, не получал распоряжения "снизить затраты"?!
Кто из топ-менеджмента и учредителей/ акционеров компаний, не ставил задачу своим подчинённым "снизить затраты"?
Таких, наверняка, нет, либо очень и очень немного.
Чаще всего пытаются "оптимизировать" затраты, снижая локальные затраты и издержки, что позволяет отчитаться перед руководством о выполнении задачи, но не позволяет достигнуть реального результата.
Снижать необходимо именно совокупные затраты и издержки!
Чтобы снижать совокупные затраты и издержки необходимо понимать (!), из чего они состоят, что включают и как составляющие влияют друг на друга.
Общие совокупные затраты торговой компании (возьмём для упрощения) рассчитываются по простой формуле:
Где
Lхранения – затраты на хранение, погрузочно-разгрузочные работы, складские операции, содержание и обслуживание запасов, их распределение, потери и брак возникающие при хранении, и т.п.
Lтранспортировка – затраты на транспортировку, потери и брак, возникающие при транспортировке.
Lзаказ – затраты на формирование и исполнение заказа, включают затраты на управление.
Lштраф – затраты на выплату штрафов при дефиците товара либо потерянная прибыль, связанная с дефицитом товара.
Каждая из этих составляющих, в свою очередь, состоит из множества слагаемых.
Так, затраты на хранение включают в себя, как минимум:
Lсклад – затраты на содержание и обслуживание склада, включая:
- аренду, если склад арендованный,
- норму возврата инвестиций, – если склад собственный.
- ФОТ склада (чаще фиксированную часть, т.к. сдельная часто учитывается в затратах на услуги).
- затраты на коммунальные платежи, отопление и электроэнергию, необходимые для работы склада.
- затраты на расходные материалы,
- затраты на уборку и вывоз мусора,
- ОПС и средства пожаротушения,
- охрану склада
и т.д. и т.п.
Lпотери – потери товара, связанные с работой склада, например:
- при погрузочно-разгрузочных работах
- при хранении,
- при выбраковке,
- от хищений,
- прочие потери, связанные с работой склада.
Lуслуги – затраты на услуги, оказываемые складом, которые могут в себя включать:
- погрузочно-разгрузочные работы,
- выбраковку,
- упаковку/ переупаковку,
- комплектацию заказов,
- комплектование и разукомплектование
и прочие услуги.
Lсредства – затраты на обслуживание средств, вложенных в запас.
"Деньги стоят денег" – это причина, по которой определяется эта составляющая.
Существует несколько подходов к определению затрат на обслуживание средств:
Исходя из ставки депозита, по принципу "Что было бы, если б мы эти средства вложили не в запас, а положили в банк под проценты?" – но такой подход даёт заниженный показатель затрат на обслуживание средств.
С использованием кредитной ставки банка: "Сколько бы мы выплатили %% если бы (даже если закупка идёт на собственные средства) купили товар, лежащий в запасе, на кредитные средства?" – более адекватное значение, хотя, всё равно несколько заниженное.
Использование внутренней ставки (возможно, средневзвешенной) доходности компании, позволяет ответить на вопрос "Сколько бы мы заработали, если бы купили другой товар, а не вложили в этот?"
Эта составляющая учитывается крайне редко.
По-хорошему, совокупные затраты должны рассчитываться по каждому товару отдельно, поскольку у них разная наценка, разная оборачиваемость и разная потребность в затратах: условиях и режимах хранения, затратах на ПРР и прочее.
В следующем выпуске мы рассмотрим слагаемые затрат на транспортировку и перемещение, влияние их изменений на другие виды затрат.
Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Не забудьте поделиться заметкой с друзьями и коллегами.
Ждём ваших вопросов в комментариях.
Также вы можете связаться с нами по электронной почте.
Вы можете посмотреть другие интересные статьи на нашем канале или на нашем сайте.