Столыпинская реформа распространялась только на крестьянское население области, казаков она не касалась. В её задачу входило насильственное разрушение крестьянской общины и насаждение хуторских и отрубных хозяйств. Вот что дало такое землеустройство. Крестьяне с.Кагальник на основании закона от 9 ноября 1906 года и 14 июня 1910 года из 1844 дворов, успели выти на отруби 682 домохозяина с общим количеством 3500 десятин надельной земли. Из вышедших первыми на отруби 131 домохозяина 85 из них почти сразу же продали свои наделы (по 150 рублей за надел 3 десятины). Крестьяне вырученные деньги прожили, теперь влачат жалкое существование, так сообщалось в то время в одном документе. Такое же положение было и в с.Александровка. За счёт приобретения крестьянских наделов окрепли в первую очередь кулаки. Но в Александровке пошло по-другому. С западной стороны села было выделено около 2-х тысяч десятин отрубной земли, из которой наделялись только зажиточные крестьяне (кулаки) из расчёта 2 десятины на человека мужского пола.
К началу 20 века население села насчитывало более 10 тысяч человек, размер крестьянского надела уменьшился до 1,5 десятины на душу мужского пола. Положение крестьян ещё больше ухудшилось. Чтобы прокормить свою семью, крестьянам приходилось начинать свой рабочий день задолго до утренней зари и заканчивать поздней ночью. Особенно тяжёлым был женский труд. Работая целый день наравне с мужчинами в поле, они вынуждены были ночью, при лучине или каганке из свиного жира, долго сидеть, прясть пряжу, из которой вязали одежду для взрослых и детей.
Хозяйства крестьян были натуральными. Земля давали хлеб, скот - молоко, мясо, кожи. Овцы - шерсть, из которой пряли одежду, валяли валенки, шили шубы.
Семьи в то время были большими. Семья из 10-12 человек была нормальным явлением. Так, в семье крестьянина Довгаля Тимофея Ивановича родились 16 детей, в живых осталось только (?). У крестьянина Довгаль Петра Тимофеевича родилось 13 детей, а осталось 7. У крестьянки Марфы михайловны родился (?), в живых осталось 4 и так почти в каждой семье.
Часто женщины рожали прямо в поле. Антисанитария, отсутствие медицинской помощи приводило к большой детской смертности. Вот сообщение священника Енева от 20 августа 1901 года о рождаемости и смерти в с.Александровка с 1822 года по десятилетиям:
Годы Родилось Умерло Естественный прирост
1822-1832 486 287 199
1832-1842 1046 492 554
1842-1852 1613 836 777
1852-1862 2005 925 1080
1862-1872 3162 1695 1470
1872-1882 3783 2302 1581
1882-1892 5327 3041 2286
1892-1901 5715 2795 2919
Порядки в семьях были патриархальными. Главой семьи считался самый старый в семье. Во многих семьях, в одном доме, проживало до 2-3 пар женатых сыновей, да их дети. Это объяснялось тем, что община не имела больше свободных земель для надела, а из своего надела отец тоже не мог выделить. Без земельного участка отделяться было невозможно. Большой семье былов то время легче прожить. Подчинялись все главе семьи. Бывало, немощный старик поучает кнутом своего провинившегося 50-летнего сына и сын молча переносит побои и оскорбления, иначе за сопротивление старшему осудит всё село, или при смерти родителя он может лишиться всякой "батькившины". Старики, умирая, оставляли часто завещания. Были и такие завещания: Отписать сыну Петру - хату и корову, сыну Ивану - пару волов и плуг, сына Григория за непослушание и непочтение к старшим отчей доли лишить. И оставался Григорий "гол как сокол", вынужден был идти по миру искать своё счастье, другими словами идти в батраки к кулакам и помещикам.
кушать садились за большой стол вся многочисленная семья. Ели из одной большой глинянной или деревянной миски. Основной едой был борщ, галушки, вареники или просто кусок сала да кусок хлеба. Кушанья преобладали украинские. После еды все вставали из-за стола и обязательно крестились.
Дети воспитывались в строгости и в духе уважения к старшим. Вот что рассказал Иван Архипович Таран. Шёл по улице и засмотрелся на глубей. В это время меня кто-то схватил за ухо, приговаривая: "Ах ты, нечестивец, ты почему не здрасвствуешься со старшими?" Мои оправдания на односельчанина, деда Максима, никакого влияния не произвели. Он пожаловался отцу, отец в свою очередь выпорол вожжами за непочтение к старшим. Каково же было его удивление, когда он первый раз попал в город. Народу идёт много, стал Иван со всеми здравствоваться, да только видит, что на него никто не обращает внимание и подумал: "Плохо же зесь люди воспитаны - деда Максима бы сюда, научил бы всех здравствоваться".
Тяжело жилось крестьянам-беднякам. Особенно страдали в неурожаные годы вдовы, сироты и одинокие старики. Пособия они никакого не получали. Полуголодные, оборванные, они вынуждены были ходить и просить "Ради Христа" милостыню. Крестьяне понимали тяжёлое положение этих бедняков и помогали им, кто как мог. Кто кусок хлеба даст, кто кусок сала, кто пригласит к столу и накормит бродяг.
Нехватка земли заставляла часть крестьян идти кулакам в батраки или брать землю в аренду у помещиков на кабальных условиях, под половину или даже 3/4 урожая. Большинство крестьянских детей с малого возраста работало у кулаков и помещиков. Некоторые крестьяне отдавали своих детей богачам на работу на круглый год. Вот что вспоминает Пётр Васильевич Колесников: "Я три года в детстве пас скот у кулака, только за то, что он меня кое-как кормил и покупал один раз в год холстяные штаны и рубашку. Другую плату за работу не давал". Надо сказать, что детский труд широко использовался кулаками и помещиками. По рассказам старожилов, помещица Небрат на период прополки пропашных культур набирала до 150 детей 10-14 летнего возраста, которые работали полный рабочий день, получая за это заработок 15 копеек в день.
Появление усовершенствованных конных плугов, сеялок, граблей, сноповязов, косилок, молотилок и паровиков ещё больше расслаивало крестьян, потому, что бедняки не в состоянии были приобрести усовершенствованные машины.
Такое положение крестьян приводило к частым выступлениям против эксплуататоров. Большие выступления крестьян были в с.Круглом, Маргаритовке, Николаевке, Глафировке и т.д. Не прошли они стороной и Александровку. Из рассказов стариков, в 1905 году крестьяне самовольно загнали свой скот на помещичьи земли, растаскивали зерно, бывали случаи поджога барских скирд и построек.
Уже в 1902 году в с.Александровка доходили листовки из г.Ростова, которые читали крестьяне. В 1904 году началась русско-японская война. В сёлах Ростовского округа крестьяне говорили речи против войны и царя. Один крестьянин выступал на сходке: "Довольно царю царствовать, мы выберем своего царя на 3 года, если понравится - оставим его, нет - выберем нового!".
В 1905 году, как вспоминает старик, Зубченко В.С., на улице, где он проживает, ходил приезжий агитатор, который раздавал крестьянам листовки и призывал к свержению царя. На него кто-то донёс и он был арестован урядником.
Вот что вспоминает Н.А.Чумачек: "Я был ещё мальчишкой, но помню, что в то далёкое время по селу были расклеены листовки. Жандармы срывали их, ими был арестован один странник, который раздавал крестьянам листовки, и крестьянин по фамилии Деркач".
И.А.Таран вспоминает, что хоть он был и мал, но помнит, что в 1905 году были арестованы за выпуск листовок сын помещика Кузнецова и сирота Иосиф. Арестованных отпороли шомполами и выпустили. Кто они были, меньшевики или эсеры, никто сейчас сказать не может, но по-видимому не марксисты, иначе они так сравнительно легко не отделались. Однако по воспоминаниям В.П.Емельяненко, в селе политической организации никакой не было и постоянной работы с крестьянами не проводилось.
Официально нам известно лишь то, что по сообщению Ротмистра Заварзина 17 декабря 1905 года своему начальству из сёл Н.Пиленкино, Весёлая победа, с.Александровка и т.д. предполагался привоз продуктов на Темерник, бастующим рабочим г. Ростова-на-Дону. Кто-то же занимался сбором продуктов и отправкой его рабочим!
По рассказам Д.К.Колесникова, Емельяненко Василий Павлович читал крестьянским парням запрещённую брошюру "Пауки и мухи" Либкнехта. Правда, было это уже перед революцией 1917 года.
Собранный по рассказам стариков материал ещё не даёт полного представления о революционных событиях в селе в 1905 году, но мы надеемся, что где-то в архивах такой материал такой материал есть и мы ещё узнаем истинных героев того далёкого времени.
Важным событием для села стала организация агрономического общества (агрономии). Организована она была сыном помещика Кузнецова, агрономом по специальности. Агрономическое общество распространяло высокоурожайные сорта зерновых культур, пропагандировало новую сельскохозяйственную технику и отпускало машины за деньги для работ. Агрономия имела свой племенной скот. Однако услугами этой прогрессивной организации могли воспользоваться только зажиточные крестьяне и помещики. Крестьянину-бедняку услуги агрономии были не по карману (находилась там, где сейчас база промпродторга).
[Опубликовано в цифровом виде впервые по хранящейся в Александровской поселенческой библиотеке машинописи: Н.А.Мельник. Село Александровка: Страницы истории. - Александровка, 1976 г.]
Часть 1 .. Часть 2 .. Часть 3 .. Часть 4 .. Часть 5 .. Часть 6 .. Часть 7 .. Часть 8 .. Часть 9 .. Часть 10 .. Часть 11 ... Часть 12
----------------------------------------—
Результаты всех исследований выкладываются в этом сообществе, а также на канале "Места моей истории" (дзен и телеграм). Поучаствовать в исследовании можно,переведя любую сумму на мою Юмани.Карту (там есть разные способы перевода): https://yoomoney.ru/to/410012113704025