308 подписчиков

Село Александровка: Страницы истории - Часть 4. Праздники, традиции и суеверия

332 прочитали

Новая церковь, которая строилась в 1906-1912 гг.,, находилась около кладбища на юго-западе села. Возле церкви стоят мастера, которые её строили: Карамушка Павел, Костенко Афанасий, Тишкин Иван, Мельник Евдоким, Карика Иван, Костенко Павел. Кирпич делал Карнаухов Сергей. Фото находится в фондах музея  Александровской средней школы
Новая церковь, которая строилась в 1906-1912 гг.,, находилась около кладбища на юго-западе села. Возле церкви стоят мастера, которые её строили: Карамушка Павел, Костенко Афанасий, Тишкин Иван, Мельник Евдоким, Карика Иван, Костенко Павел. Кирпич делал Карнаухов Сергей. Фото находится в фондах музея Александровской средней школы

В 1906-1912 годах в селе строится ещё одна церковь. Это был красивый кирпичный храм, построенный на сборы со всего прихода. Она находилась там, где позже находилась лесопилка колхоза им.В.И.Ленина. Те, кто больше давал денег на его строительство, были нарисованы на входе в церковь. В-основном это были богачи - Тимошенко, Рябыки и другие. "Тьфу, бисова душа, який вин святый!" - говорили крестьяне, плюя в сторону нарисованных богачей. - "Этим шкуродёрам в пекле гореть надо, а не в божьем храме их рисовать". Третья церковь была на территории нынешнего сельсовета в х.Нижняя Козинка. Две Александровские церкви обслуживали четыре священника: Орлов, Афанасьев, Игуменцев и Швидкой, 4 дьякона и 4 протоирея.

Население села было православным, лишь на х.Нижняя Козинка жили староверы, в то же время они были очень суеверными, верили в домовых, ведьм и другую нечистую силу, а также гадание и чарование.

Старики и старухи регулярно посещали церковь. Однако молодёжь и тогда неохотно посещала её и ходила в церковь больше под давлением стариков.

С большой пышностью отмечали тогда такие праздники, как Рождество, новый год, крещение, паску и т.д. Работать в эти большие праздники считалось большим грехом. Праздники отмечались торжественно. В ночь перед Рождеством 25 декабря по старому стилю девушки гурьбой ходили по селу - колядовали, заходили в каждый двор, где пели песни, поздравляющие хозяина с праздником. Хозяин в свою очередь дарил девушкам подарки, кто что мог: один кусок сала, другой булку хлеба, конфеты и печенье и т.д. Утром рождествовали в-основном парни и молодые мужики, этим подносили кроме подарков кое-кто и стакан самогона.

Под новый год детвора носила "вечерю", девушки ходили щедровать, а утром посыпать, поздравляя хозяев с новым годом. Набирали в карманы зерна, посыпали его в святой угол, пели поздравительную песнь. Утром детвора хвалилась друг перед другом своим "заработком", кто больше заработал конфет и пряников. Для детворы это был один день в году, когда они могли покушать вдосталь сладости (здесь имеются в виду дети крестьян-бедняков).

Особенно весело проводилось Крещение. Во льду вырубали ледяной крест, священник святил воду, после чего начинались гуляния, лошадинные скачки, перегонки, запускачи вверх голубей, стреляли из ружьев и т.д. Верховодили на праздниках богачи.

Паску праздновали весной. В ночь перед праздником святили куличи. Располагались вокруг церкви в несколько рядов, в полночь выходил из церкви весь причт, священник, певчие, впереди несли иконы и церковные знамена. Читая молитвы, обходили ряды и поп святил куличи и яички, брызгая на них "святой водой". Днём все старики приветствовали друг друга "Христос воскрес" и обязательно целовались. Детвора набирала полные карманы варёных яичек и шла играть в "котька". С горки катили яичко: если оно ударится о другое и разобьёт - значит, оно выиграло.

Старикам приходилось труднее, они несколько недель постились, т.е. не кушали мяса, масла. Кушать садились только после того, как отслужат в церкви, чем сильно истощали себя. Заставляли это делать и молодёжь, но молодёжь всякими путями нарушала эти запреты. Одни попы не придерживались этих порядков. Каждый по своему праздновал и другие старые праздники.

Пользуясь суеверием, церковники умышленно поддерживали суеверный страх крестьян. Однажды произошёл такой случай. Пошли слухи о том, что на кладбище ходит приведение. Крестились набожные старушки, приписывая это некрещёной душе, которую не принимает земля. Дошли эти слухи до парней. "Не верю я в привидение" - Сказал своим дружкам Иван. Его поддержали Петро и Михаил. "Давайте посмотрим, что это за привидение" - предложил Иван. "Нечего связываться с этим делом" - отговаривали другие. В-общем, договорились три друга ночью пойти на кладбище и познакомиться с привидением.Решили ни в коем случае не бросать друг друга в беде, даже если привидение нападёт на них. Ночью, вооруживших железными палками, три друга пошли на кладбище. Жутко было там. Кругом слышались какие-то шорохи. Вдруг посреди кладбища поднялось в белом привидение. По рассказам участников этой операции, волосы на голове зашевелились, ноги приросли к земле. Но договор нужно было соблюдать и, хотя мурашки бегали по спине, стали ждать его приближения. Только Петра, который шёл самым последним, как ветром сдуло.Привидение между тем приближалось. Попятились было два друга, но в следующий момент сильный Михаил Страмаус бросился вперед и, вцепившись привидению в горло, повалил его на землю. Маленький Иван бегал вокруг упавших, не зная, что ему делать. В это время полупридушенное привидение, задыхаясь, закричало хриплым человеческим голосом: "Не душите меня, это я - Яшка". "Вставай!" - Приказал Михаил. - "Зачем людей пугаешь?" "Батюшка заставил". - Бормотал пьяный Яшка. - "Он за это мне за это плату назначил". "Ну, чтобы твоей ноги здесь не было". - Сказал Михаил. Так было покончено с привидением.А трусливый Пётр впоследствии оправдывался: "Меня сама нечистая сила на крыльях вынесла!" Парни долго потом смеялись над незадачливым Петром.

Темнота и невежество царили в селе, люди верили в гадание, чарование, что иногда даже приводило к трагическим случаям. Был такой случай. Мария полюбила весёлого парня Василия. Сохла по нём. Но парень не обращал на неё никакого внимания. Как-то увидела Марию прохожая цыганка и говорит ей: "Вижу, что горячо любишь ты своего сокола, сохнешь по нем, давай погадаю". Эти общие слова, сказанные цыганкой, удивили Марию. Ей показалось, что цыганка угадала её мысли, и Мария сама всё рассказала сметливой цыганке."Озолоти, красавица, ручку, и я научу тебя, как навеки приворожить к себе твоего ненаглядного сокола". Что имела - всё отдала Мария цыганке, и та научила сначала молитве, а потом предложила пойти в 12 ночи на кладбище взять с могилки землю, а потом незаметно осыпать ею Василия и тогда он будет с ней.Поверила Мария цыганке. И хотя страшно было одной идти ночью на кладбище, но она всё же пошла. Ради любви что не сделаешь? В это время на кладбище пас лошадей Лёвка - цыган, так звали парня-цыгана, который в детстве отбился от своего табора и был воспитан в бездетной крестьянской семье.Вот что он впоследствии рассказывал: "Лежу я на могилке, пасу лошадей. Уже дремать начал, вдруг слышу, что кто-то перелезает через кладбищенский забор и медленно, читая молитву, подходит к могилке и шепчет "Чи раб, чи рабыня!" (так по молитве положено было говорить, когда берёшь землю с могилы). Я сначала перепугался, а потом узнал в пришедшей Марию и чёрт дёрнул меня за язык сказать ей "раб - биссова душа!"Не успел подняться на колени, как Мария птицей перелетела через двухметровый забор, только затрещала на ней юбка. Через неделю Мария с перепугу скончалась и лишь спустя много лет Лёвка- цыган рассказал, что в её смерти в чём-то виноват и он.

[Опубликовано в цифровом виде впервые по хранящейся в Александровской поселенческой библиотеке машинописи: Н.А.Мельник. Село Александровка: Страницы истории. - Александровка, 1976 г.]

Часть 1 .. Часть 2 .. Часть 3 .. Часть 4 .. Часть 5 .. Часть 6 .. Часть 7 .. Часть 8 .. Часть 9 .. Часть 10 .. Часть 11 ... Часть 12

----------------------------------------—

Результаты всех исследований выкладываются в этом сообществе, а также на канале "Места моей истории" (дзен и телеграм). Поучаствовать в исследовании можно,переведя любую сумму на мою Юмани.Карту (там есть разные способы перевода): https://yoomoney.ru/to/410012113704025