В-основном крестьяне работали в своём хозяйстве или у кулаков и помещиков. В свободное от сельскохозяйственной работы время нанимались возить товар купцам из г.Азов, Ростов-на-Дону, Таганрог.
Богатели купцы. Подковой выстроили они свои магазины в центре села. Кирпичный магазин для торговли товарами выстроил купец 1-й гильдии Часнык Григорий Никитич (сейчас в нём кино), два брата Еременко Михаил и Иван (сейчас раймаг), кожевенно-обувные магазины имели Бугаенко, Топалов, Ципков. Здесь же были магазины купцов Бабаянца и Гольфельда. Немного в стороне находился "аптечный магазин", который торговал лечебными травами, мылом и духами.
Три казённых магазина торговали спиртными напитками, да ещё несколько старух, которые перепродавали водку, получая от этого незначительную прибыль. Возле новой церкви выстроил свой магазин Клименко, Всего в селе Александровка было более двадцати торговых точек.
Клубов и театров раньше в селе не было. Поэтому крестьянская молодёжь по-своему проводила время. На каждой улице летом собирались вечеринки, где молодые парни и девушки пели украинские песни, плясали под балалайку , рассказывали разные истории и сказки.
Зачастую подвыпившие парни устраивали драки. На другую улицу не пойдёшь - там тебя встретят недружелюбно, да ещё и поколотят.
В газете "Приазовский край" №36 от 8 февраля 1899 года была размещена следующая заметка:
"Не так давно на хуторе Христичево Ростовского округа разыгралась довольно интересная бытовая сцена. В один из праздничных дней вся сельская молодёжь собралась на выгонной площади, где пела песни, плясали, играли и вообще проводили время очень весело. В самый разгар веселья хор парней затянул грустную малороссийскую песню "голова-жъ моя-та пьяная". Как раз в эту пору через площадь проходил подвыпивший судья Мартыненко и услышав, что молодёжь что-то поёт про пьяную голову, принял это на свой счёт и затем, подойдя к парубкам, закричал: "Что вы, иродовы сыны, спиваете про мою голову? Не знаете разве, что перед вами начальство - волостной суд". Это замечание вызвало взрыв хохота и Мартыненко не на шутку разобиделся. Вскоре после этого возникло курьёзное дело об оскорблении волостного судьи, причём екатериновский волостной суд приговорил трёх парней - Солоденко, Чумачка и Замая, оскорбивших будто бы почтенного судью при исполнении им служебных обязанностей (?), к телесному наказанию, а именно к 15 ударам розгами каждого. Приговоренные остались, конечно, недовольны таким решением, и подали жалобу в окружное по крестьянским делам присутствие, в которой доказывали, что Мартыненко в момент нанесения ему "оскорбления" не находился при исполнении служебных обязанностей, а только шёл "по пьяному делу" из дома в кабак. Окружное присутствие приговор волостного суда отменило и дело передало для нового рассмотрения"
(Заметка найдена в старых газетах краеведом Александром Мирошниченко, опубликована на генеалогическом форуме ВГД в 2018 году)
В зимнее время на общий взнос, кто что может: один кусок сала, другой кусок хлеба, за керосин или дрова нанимали у одиноких стариков или вдов комнату, где и проводили вечера. Вечеринки обычно заканчивались страшными сказками про ведьм и чертей, после чего девушки просили парней проводить их домой.
От нечего делать парни часто хулиганили: то подводу укатят со двора какого-нибудь сельчанина и затянут в реку, то пьяного сельчанина затянут в такое место, что, придя в себя, тот клянётся, что сама нечистая сила его уволокла его туда, куда не надо. Пугали крестьян проделками ведьмы. Или заберутся в сад к какому-нибудь мужику и оборвут яблоню и т.д.
О культуре и говорить нечего. В селе на средства богачей построили "коммерческий клуб". Это было саманное здание, стояло на углу, где сейчас промпродторг. В этот клуб приезжали каждый вечер в каретах дочери и сыновья богачей. Там они веселились, танцевали, проводили своё время. Дети крестьян в этот клуб не допускались.
Некоторую культурно-просветительскую работу среди крестьянской молодёжи так называемый "театр любительского кружка", который изредка ставил украинские постановки и пьесы. В постановках принимали участие местные артисты-любители Котляров Иван Иосифович, Черевко Михаил Григорьевич, Калмыкова Сара Дмитриевна. Свои выступления самодеятельные артисты проводили вечерами на небольшой сцене в чайной-читальне села, построенной по типу таганрогской. В чайной-читальне часто проводились народные чтения. Там же проводились беседы на разные темы местными учителями. Нередко в чайной-читальне читали запрещенную литературу. Там же можно было почитать газету "Приазовский край" или журнал "Вестник трезвости". Заведовала чайной в то время Калмыкова Мария Михайловна. Изредко местный умелец Самбур Павел Александрович демонстрировал через проектор "туманные картинки" - неподвижное кино. Читальным залом и библиотекой с 1908 года и до самой революции заведовал муж Марии Михайловны, учитель Калмыков Дмитрий Васильевич. Находилась чайная там, где в 1976 г. находился 8-квартирный дом.
Дмитрий Васильевич Калмыков - донской казак из станицы Усть-Медведевской (г.Серафимович). В 1894г. закончил Воронежскую учительскую семинарию. Учительствовал в г.Ровеньках, с 1902 по 1908 г. на х.Христичево, с 1908 г. по 1952 г. учительствовал в с.Александровка. Директор школы с 1908 г. Он же на общественных началах заведовал с 1908 г. библиотекой. За свою плодотворную работу награждён в 1937 году орденом Ленина.
С начала образования с.Александровка население было сплошь неграмотным. Потом в село стали приходить грамотные странники-учителя, которые нанимали у крестьян хату, набирали учеников и за пропитание учили их счёту и письму. Впоследствии они стали брать с каждого ученика денежную плату с 50 копеек до 1 рубля. Классного обучения не существовало. учебниками служили букварь, Часослов, Псалтирь на церковно-славянском языке. Верхом обучения считалось, когда ученик научался сам писать и считать. Внимание и прилежание возбуждалось разными взысканиями, преимущественно телесными.
Ростовский училищный комитет совместно с земскими управами в 60-70 годах прошлого столетия приступил к переустройству образования. Было решено открыть земские училища в с.Александровка, Екатериновка, укреплении Ея и т.д. От сельских обществ требовалось помещение для училища и отопление. Остальное (жалование учителю и законодателю, учебные пособия) оплачивало земство.
Так, примерно в 1870 году в с.Александровка была открыта первая школа. Называлась она земским училищем. Это было более передовое учебное заведение, так как учителя в нём стали получать регулярную зарплату (84 рубля в год), затруднения были лишь в подборе грамотных учителей. Здание, построенное земской общиной для двухгодичного земского училища, стоит до сих пор (между кино и школой). Впоследствии, уже после 1900 года оно стало трёхгодичным и стало называться казённой школой (проработала она до 1960 г. и училось в ней не одно поколение александровцев). Также после 1900 г. были открыты 3-годичные казённые школы с южной стороны села (3 бр. к.Ленина) и с западной (называлась коловская школа, здание её стоит и сейчас). Также была открыта казённая школа в х.Христичево.
В 1900 г. в с.Александровка была открыта церковно-приходская четырёхгодичная школа (здание и сейчас является школой). Разница между народным земским училищем и церковно-приходской школой заключалась в том, что народное училище "даёт мало отрасли в преподаваемом учении нашим детям, а в особенности самый главный предмет - по закону божию почти ничего не преподаётся, равно в храм божий учителями дети не водятся" - так описывали в 1908 году семибалковцы в вышестоящую организацию.
В церковно-приходской школе преподавался русский язык, математика, церковно-славянский язык, закон божий и естествознание. Первым директором этой школы был поп Сидоренко, затем Земляченко, Дети бедняков в эту школу не допускались.
Таким обюразом, до революции на территории нынешнего сельсовета было пять начальных школ.
Неправильное посещение школ учениками было больным местом в деле образования. Начиная с марта месяца и по ноябрь дети отвлекались родителями для работ в своём хозяйстве. Нелегко было крестьянину получить даже начальное образование. "Народ скудостью отягощённый". - писал один учитель. Крестьяне хотя и желали учить своих детей, но ежедневно домашние нужды от того отвлекают: один пасёт овец, другой вкузне помогает отцу, а третий на пашню уехал. Мало кто из крестьянских детей в то время заканчивал курс школы, проучившись год-два они вынуждены были оставлять школу. Это объясняется тем, что в большой крестьянской семье важна каждая пара рук. Дети 7-8 лет уже могли выполнять такую работу, как пасти гусей или овец, с возрастом усложнялась выполняемая ими работа. Ребята 12-14 лет могли выполнять уже любую крестьянскую работу. Да и перспективы в учёбе крестьяне не видели, так как по царском циркуляру 1887 г. дети бедняков (кухарок) в гимназию не принимались.
Гораздо охотнее крестьяне отдавали своих детей учиться ремеслу: сапожному, плотницкому, кузнечному, портняжному, бондарному и т.д. Среди учителей этих профессий были свои деды-"профессора". Как их фамилии, из односельчан почти не знали, их так и называли: дед Бондарь, дед Колесник, дед Ведерник, дед Коваль и т.д. по той специальности, которой он учил. Учиться надо было долго до того, как приобретёшь профессию. Не один год надо было проработать в хозяйстве своего учителя, прежде чем он начнёт посвящать ученика в тайны своего ремесла.
Вот что рассказывает Таран Иван Архипович. Он учился на машиниста паровой машины 5 лет. Сначала пришлось ему нянчить хозяйских детей, заниматься уборкой в доме, быть на побегушках у хозяина, который при всяком случае мог отпороть своего ученика. Лишь на пятый год стал учить его своему делу.
Долго учился на слесаря Сылка Андрей Егорович., лишь через 7 лет он получил справку от своего наставника о том, что научен слесарному делу.
[Опубликовано в цифровом виде впервые по хранящейся в Александровской поселенческой библиотеке машинописи: Н.А.Мельник. Село Александровка: Страницы истории. - Александровка, 1976 г.]
Часть 1 .. Часть 2 .. Часть 3 .. Часть 4 .. Часть 5 .. Часть 6 .. Часть 7 .. Часть 8 .. Часть 9 .. Часть 10 .. Часть 11 ... Часть 12
----------------------------------------—
Результаты всех исследований выкладываются в этом сообществе, а также на канале "Места моей истории" (дзен и телеграм). Поучаствовать в исследовании можно,переведя любую сумму на мою Юмани.Карту (там есть разные способы перевода): https://yoomoney.ru/to/410012113704025