Формирование цены на любой товар начинается с подсчета себестоимости его производства, после чего к полученной цифре добавляется прибыль производителя, рассчитываемая на основе заложенной им же рентабельности, а также торговая наценка, которую забирает себе непосредственно продавец товара. Эта обобщенная схема не учитывает множество прочих, влияющих на отпускную стоимость продукции факторов, наподобие стоимости бренда или платежеспособности покупателя, но позволяет понять основу ценообразования. Но она же приводит в замешательство обывателей, наблюдающих за тем, как стремительно и, чаще всего, непредсказуемо меняется цена на нефть – товар, имеющий в современном мире поистине стратегическую значимость.
До 1970 г. баррель нефти на мировом рынке стоил менее $3, а 11 июля 2008 г. был зафиксирован рекорд: стоимость «бочки» достигла $147, после чего к концу года опустилась до $36. Очевидно, что столь резкая динамика не имела под собой стремительного удорожания технологий добычи нефтепродуктов, равно как и повышения расходов на транспортировку или хранение «черного золота», поскольку этому должно было предшествовать многократное увеличение стоимости закупаемых буровых установок, трубопроводов, нефтетанков, насосного оборудования и, наконец, труда специалистов, работающих на месторождениях. Почему же цена на нефть то галопирует вверх, то своим неожиданным падением вызывает настоящие обвалы рынка?
А вот здесь впору обратиться к закону, который еще в 1691 г. описывал философ Джон Локк, а после – более обстоятельно и широко – освещали в своих трудах экономисты Адам Смит (1776 г., «Богатство народов») и Альфред Маршалл (1890 г., «Принципы экономики»). Это пресловутый закон спроса и предложения, который, как оказывается, и двигает цены на все ликвидные товары, фактически отводя в сторону любые другие аспекты, факторы и прочие составляющие формирования стоимости.
Если нефти добывается (предлагается) больше, то она должна дешеветь? Да, и поэтому в мировой практике существует введенное «нефтяным лобби» понятие квот на добычу. Если в мире растет потребление (спрос) бензина, нефть должна дорожать? Да, и это обычно происходит, если не принимать во внимание, возможно, самых влиятельных покупателей и продавцов «черного золота» на рынке – трейдеров, зарабатывающих на обычных спекуляциях или перепродажах!
Именно они своими действиями в виде многочисленных заявок на покупку или продажу фьючерсов на нефть способны создать ажиотажный спрос, и наоборот. Именно они способны купить миллионы тонн сырья и тут же продать их в течение одного рабочего дня, не подержав в руках даже пробирки с нефтью, но установив на текущий момент времени конкретный уровень спроса и предложения, который и определит текущую цену ценного ресурса для нас – простых обывателей, заправляющих свои авто бензином.
Подписывайтесь :) У нас много интересного