Когда Хосе Каприлес прибыл в 2008 году в скальное убежище Куэва-дель-Чилено, расположенное на западных склонах Андских Боливий, он не знал, что найдет внутри. Отбросив слои свежего и древнего грунта, он обнаружил остатки древнего захоронения: каменные маркеры, указывающие на то, что когда-то там было похоронено тело, и небольшая кожаная сумка, натянутая на веревке.
Внутри находилась коллекция древних принадлежностей для лекарств — костяные шпатели для измельчения семян растений с помощью психоактивных веществ, деревянные таблетки, инкрустированные драгоценными камнями, которые служат в качестве измельчающей поверхности, деревянная трубка для курения табака с резной гуманоидной фигурой и небольшой мешочек, сшитый из рыла трех лис.
Теперь, более десяти лет спустя, Каприлс — антрополог из Университета штата Пенсильвания и его коллеги из Государственного колледжа обнаружили, что в сумке 1000-летней давности содержится самая разнообразная комбинация психоактивных веществ, обнаруженных на территории Южной Америки, включая кокаин и первичные ингредиенты в галлюциногенном чае под названием «аяуаска» — напиток-отвар, энтеоген и галлюциноген.
Этот отвар, традиционно изготовляемый шаманами индейских племён, бассейна Амазонки, употреблялся местными жителями для «общения с духами» (манинкари) в целях получения практических знаний об окружающей природе и достижения организмом человека целительных способностей.
Содержимое предполагает, что пользователи хорошо разбирались в психоактивных свойствах веществ, а также в том, что они получали свои товары с хорошо устоявшихся торговых путей.
«Кто бы ни имел эту сумку с удивительными вкусностями... пришлось бы путешествовать на большие расстояния, чтобы приобрести эти растения», - говорит Мелани Миллер, ведущий автор нового исследования и биоархеолог в Университете Отаго в Данидине, Новая Зеландия, - «или у них были действительно обширные сети обмена».
Почти каждая культура на Земле баловалась веществами, изменяющими сознание и восприятие. Коренные жители Центральной и Южной Америки использовали галлюциногены, такие как грибы пейот и псилоцибин, во время ритуалов и религиозных церемоний на протяжении тысячелетий.
Археологи обнаружили сотни предметов, которые дают представление об этих древних практиках, но лишь немногие из них настолько же полны, как боливийские.
Мешок с психоактивными веществами был сшит вместе из морд трех лис.
В 2010 году Миллер присоединился к команде, чтобы помочь разобраться в химическом анализе предметов, которые были почти идеально сохранены в засушливых условиях гор высотой 4000 метров. Радиоуглеродное датирование показало, что внешний мешок был изготовлен около 1000 г. н.э. Затем Миллер осторожно размотал мешочек с мордой лисы и высыпал его пыль и мусор на кусок алюминиевой фольги. Используя методику, часто используемую в современных исследованиях запрещенных наркотиков, называемую жидкостной хроматографией, тандемная масс-спектрометрия, он и его коллеги-исследователи искали химические сигнатуры в образце. Они определили по меньшей мере пять психоактивных веществ: кокаин, бензоилекгонин, буфотенин, гуамин и диметилтриптамин.
Хармин и диметилтриптамин являются основными ингредиентами аяуаски, которые веками использовались коренными жителями Южной Америки. Миллер говорит, что их присутствие рядом с нюхательной трубкой и таблеткой может означать, что люди вдыхали эти химические вещества задолго до того, как их варили в напитке шаманы.
Нюхательная трубка использовалась для вдыхания измельченного растительного вещества с психоактивными веществами. Происхождение смеси также предполагает, что люди активно использовали торговые пути и людей, которые доставляли им эти вещества с высоких равнин. Некоторые из соединений происходят из рода растений Anadenanthera, также известного как vilca, cebil или yopo, который широко растет в Южной Америке, но не в этом регионе Анд. Точно так же, вероятный источник другого наркотического вещества - низменность Амазонки.
Миллер говорит, что возможно, что смесь соединений была уникальной для региона. Тот факт, что по крайней мере два из этих ингредиентов, как известно, используются тандемом в аяуаске, повышает вероятность того, что этот шаман выбирал комбинации растений для определенных изменяющих сознание эффектов, сообщают во время слушаний в Национальной академии наук. «Может быть, они смешивали несколько вещей вместе, потому что поняли, что когда они объединены, у них совершенно другой набор свойств и производимый эффект», - говорит Миллер.
По словам Кристины Ван Пул, антрополога из Университета Миссури в Колумбии, когда именно, коренные жители Южной Америки начали варить аяуаску, все еще остается большой загадкой. Она убеждена, что они, возможно, сначала обнаружили ее свойства, вдыхая ее ключевые соединения. Шаманы «говорят, что у них аяуаска существует очень долгое время. Так что в некотором смысле, я не была удивлена », - говорит она. Но поскольку археологических свидетельств не хватает, новая находка является очень ценной и захватывающей, с точки зрения науки.