Наверное найдутся такие люди, которые проходя мимо железной дороги, задумывались о том, зачем же там лежат шпалы, какую роль они играют, и что было бы, если бы этих самых шпал там не было.
На самом деле, шпалы выполняют сразу несколько очень важных функций, без которых, проезд по железной дороге, был бы просто невозможен.
Во-первых, они перераспределяют вес, оказываемый на пути проезжающим поездом. Из школьного курса по физике, мы знаем, что чем меньше площадь, тем большее на нее оказывается давление. Именно потому тонкий дамский каблучок оставляет более глубокий след, а острые ножницы режут лучше чем тупые.
Тонкая рельса, которая лежала бы прямо на земле, не важно заасфальтированной, или забетонированной, попросту под давлением тяжелого поезда, со временен провалилась бы, продавив то, на чем лежит. Шпалы же, принимают на себя, распределяя по своей более широкой поверхности вес, оказываемый поездом.
Еще одна важная функция шпал - это закрепление определенного расстояния между рельсами и их направления. Как будут вести себя две не связанные друг с другом рельсы? да как угодно. Они могут разойтись под влиянием внешних факторов, или наоборот сблизиться. В таком случае, проезжающий по ним поезд, просто сойдет с рельс. Шпалы же не позволяют им "гулять", надежно закрепляя их и сохраняя неизменной ширину колеи. Так что без рельс, никак нельзя.