Итак, Лиза пошла в Монтессори-группу на полный день. Ей было уже четыре года, она стремилась к сверстникам, в саду уже неплохо ориентировалась, поэтому проблем с адаптацией не было. Начала ходить сразу, как будто ходила всегда 🤗 В первые дни - с большим энтузиазмом, позже - спокойнее, а ещё позже - так же спокойно, но с тоской в глазах 🤔
Сначала все педагоги ее очень хвалили - и воспитательница группы, и учительница английского, и особенно педагог по рисованию - рисунки Лизы всегда висели первыми в ряду работ одногруппников 🎨
Режим дня группы выглядел таким образом: после завтрака полтора часа работы в группе с Монтессори-материалами, потом второй завтрак, сборы на прогулку и прогулка, после прогулки обед и сон, после сна полдник и занятия музыкой, физкультурой, английским, рисованием (в чередовании), потом прогулка, с которой я всегда забирала Лизу домой.
Часто хотелось ее забрать пораньше, и я забирала, но воспитательница этим была весьма недовольна, мы пропускали вечерние занятия 🎓
Через несколько недель я начала понимать, что дочери как-то грустно, по ней это было заметно. Однажды она вышла ко мне необычно радостной и возбуждённой (на улице в этот день лил дождь и они не гуляли) - Мама! Представляешь! Мы сегодня! Играли!
Что, простите?! 🤔 Начинаю анализировать. Правильно, простые, обычные игрушки, куклы и посудка у них в спальне, если они гуляют, то режим дня не предусматривает походы в спальню, значит дети не играют совместно вообще... Почти никогда...
Я напряглась. О каком развитии может идти речь без игры? 😱 А на прогулках у них одна лопата на всю группу...
И я начала наблюдать, попробовав поставить себя на место дочери. Картинка выходила безрадостная.
Что такое эти полтора часа работы с Монтессори-материалами? Каждый ребенок на своем коврике, совместная деятельность запрещена, игра - не предусмотрена, комбинирование материалов не предусмотрено тоже! 😨
Из сада дочь я забрала. Потому что хождение строем по занятиям с утра до вечера, с полным отсутствием возможности спонтанной сюжетно-ролевой игры никак не укладывалось в мое понимание нормального детского развития.
А работа с Монтессори-материалами по заданным требованиям виделась не соответствующей возрастным задачам вообще никаким образом 😟 Недаром методика первоначально создавалась для детей с особенностями в развитии, у которых это самое развитие идёт по совершенно особой траектории, от нормы отличной. Вот для них она подходит. А для нормы, которая должна обязательно пройти этап сюжетной игры, прежде чем перейти к учебной деятельности - нет!!!
Пример - один из материалов - чайничек и две чашки. Единственный поощряемый способ действия - разлить воду по чашечкам и перелить обратно в чайничек, убедившись в том, что объем чайника равен двум чашкам.
Да уже двухлетка в этом двадцать раз убедился! А четырёхлетка должна и хочет принести кукол, усадить их и напоить чаем! Но нельзя... 😟
Розовую башню можно собрать только определенным образом - и ещё двухлетка ее давно двадцать раз собрал, а четырёхлетка хочет построить домик для зверей... Нельзя 😟
Тоскливое повторение однообразных действий изо дня в день - это называется развитие? Чего? Исполнительности и умения перекладывать бумажки из одного угла стола в другой?
Дети с трёх лет выходят на качественно другой уровень - уровень свободной творческой игры, а их насильно задерживают на уровне манипуляций с предметами... Да, обучиться шнуровать, что-то переливать, замешивать, сортировать - бесспорно важно, но ребенок в норме научится всему этому САМ, и в игре. Не зря Мария Монтессори и изобрела свою методику для работы не с нормой. Так же как и Глен Доман, например. И я считаю, что надо обе эти методики и оставить для обучения детей с задержанным развитием.
В общем, мы сбежали из сада. Из хорошего сада с мощным преподавательским составом. Единственные из группы. Все остальные руками и ногами держались за "развитие".
А ведь за год, проведенный в саду, мою умную дочь, которую сама воспитатель попросила отдать к ней в группу, хвалить уже перестали... Она перестала работать на занятиях, не проявляла (о ужас), никакого интереса к цифрам и буквам, а проявляла, снова о ужас, деструктивное рвение к кукольным коляскам и кроваткам. "Развитием" за этот год дочь перекормили так, что она единственная из моих детей к первому классу оказалась нечитающей. Все остальные - зачитали к шести годам сами, без обучения!
С тех пор у меня зуб на методику Монтессори и заодно стойкая аллергия ко всевозможным сортерам и вкладкам, которые с тех пор я извела под корень и повыкидывала.