Найти тему
Ювелирные истории

Исчезнувшая тиара «Русская красавица» - в истории любви Николая Первого и Лаллы-Рук

Когда статный 17-летний великий князь Николай Павлович впервые увидел свою будущую супругу, немецкую принцессу Шарлотту, он был сражен ее свежей юностью, очарованием и красотой. Искренняя любовь - редкость в династических браках. Но здесь совсем другая история: будущий император покорил сердце европейской аристократки. И царский брак обернулся настоящей историей любви.

Драгоценным символом сердечного союза стала изысканная тиара «Русская красавица», о которой сегодня и я хочу вам рассказать. Николай Первый боготворил свою хорошенькую супругу, и даже его матушка восхищалась невесткой. При дворе царица Александра Федоровна - также обожаема: поэт Жуковский называл жену императора «гением чистой красоты». Ну, а Пушкин, известный ценитель женской красоты, упомянул царицу в Евгении Онегине (под ее придворным прозвищем Лалла-Рук).

В роскошных нарядах и драгоценностях Александра Федоровна была невероятно хороша: словно напитавшись русской атмосферой, из европейской сдержанной девицы она расцвела в россиянку-красавицу. Может быть, поэтому в качестве особого подарка, символа их искренней любви друг к другу, император Николай выбрал чарующую тиару в виде кокошника. Которая и получила название «Русской красавицы».

Николай I  с супругой Александрой Федоровной
Николай I с супругой Александрой Федоровной

В 1841-м году талантливый ювелир Карл Эдуард Болин закончил работу над великолепной диадемой из платины, бриллиантов и крупных жемчужин. Они предстали в виде капель: словно брызги морской пены попали на изысканный головной убор и остались на нем, покачиваясь перламутровыми перлами.

Забегая вперед, скажу, что впоследствии тиара будет продана за границу, и дальнейшая ее судьба станет неизвестной. Но незадолго до продажи была сделана фотография сияющей диадемы: вот - округлая форма короны, действительно, напоминающая русский кокошник; филигранные узоры платины в традициях славянского кружева, и центральный ряд из подвешенных к основе короны великолепных жемчужин.

Инвентаризация драгоценностей дома Романовых 1922 г. Тиара выделена в красный кружок.
Инвентаризация драгоценностей дома Романовых 1922 г. Тиара выделена в красный кружок.

Конечно, императрица оценила подарок мужа, который он преподнес от всего сердца, и была восхищена роскошью жемчужной диадемы. Лалла-Рук была неподражаема в блеске любых украшений. Поэтическое прозвище Шарлотта получила еще в 1820-м году, когда влюбленная пара находилась в берлинском королевском замке. Принцы и принцессы устроили представление по поэме английского поэта Т. Мура «Лалла-Рук», о любви бухарского принца и индийской принцессы-волшебницы. Обе главных роли достались Николаю и его невесте. В одеяниях героини и в каменьях, Луиза Шарлотта сорвала бурные аплодисменты всей компании.

Но вернемся к тиаре «Русская красавица». Как и многие драгоценности императорской семьи, в 1920-х годах платиновая диадема была продана западным коллекционерам. Ею владела сначала Мэри Глэдис, жена девятого герцога Мальборо. Затем - Имельда Маркос, первая леди Филиппин, у которой бриллиантовую корону конфисковало государство. С того момента императорское сокровище исчезло из поля зрения.

Реплика тиары "Русская красавица"
Реплика тиары "Русская красавица"

Однако не все так печально. Лицезреть царскую вещицу мы с вами можем не только по старинным фотографиям. В 1987-м году группа советских художников и ювелиров взялась за создание реплики знаменитой тиары. Блистательная платиновая копия получилась почти идентичной: с такими же подвижными 25-ю прекрасными жемчужинами, с одной тысячей чистейших бриллиантов. Шедевр советских ювелиров и сегодня поражает взоры ценителей драгоценной красоты в Оружейной палате Кремля. И напоминает нам о былом - об искренней любви самодержца Николая Первого и его единственной, Лаллы-Рук.

Рекомендую прочитать:

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал"Ювелирные истории"