Генеральный директор розничной сети магазинов "Читай-город" Михаил Иванцов в своем интервью сообщил шокировавшую меня новость - региональный книжный ритейл более рентабельный, чем московский. Предполагаю, на столько более рентабелен, что региональные книжные магазины могут позволить себе примитивный сервис, отсутствие программ поддержки чтения и работы с читателем. Можно тогда позволить себе безграмотных консультантов, которые не знают свой ассортимент, и не высовываются из-за стойки кассы, не показываясь в торговом зале (вдруг дотошный читатель что-нибудь спросит?).
Но что-то мне подсказывает, что здесь та самая статистика, которая хуже лжи и наглой лжи вместе взятых.
Наблюдая, что происходит в региональном книжном ритейле, впадаю в состояние ступора, честно. Я уже промолчу о городах, в которых нет ни одного книжного магазина. Даже ларька или отдела.
Благовещенск. 250тыс человек населения, не считая приезжих. Город студентов не только гуманитарных специальностей, но и будущих специалистов космодрома "Восточный". Пять крупных книжных магазина, один из которых - "Читай-город". Ассортимент каждого построен на книжной продукции, плюс канцелярии, плюс игрушки и сувениры. Также есть отделы малышовой литературы в крупных детских супермаркетах.
Книжная продукция формируется по жанрам с учетом российское/зарубежное. Выделены отделы учебной литературы, нон-фикшен и детской. То есть схема книжной торговли одинаковая. Из года в год. Но не уверена, что стабильность здесь является положительным показателем.
К сожалению, только в магазинах сети "Библион" (он же ОптКнига) консультанты знают свой ассортимент. Более-менее информативно могут проконсультировать и предложить что-то.
Во многих книжных магазинах новинки появляются со значительным опозданием по сравнению с датой выхода книги (антирекорд - издательство Росмэн с серией Зерцалия, которая появилась в нашем городе через 9 месяцев со дня выхода третьей книги).
Самая унылая ситуация в местном "Читай-городе". Консультанты не только не знают ассортимент, но даже примерно не ориентируются в новинках. Спрашивала "Инсомнию" Елены Булгановой. Продавец не смогла ее найти на книжных полках. А потом задала вопрос: "А она вообще о чем? И на какой возраст?". Это она у меня, покупателя спрашивает.
При всех потенциальных возможностях, магазин не участвует даже в таких мероприятиях как "День книги". Но, если у книжного магазина и так хорошо с продажами, то наверно, им это и не надо?
Не надо сотрудничать с региональными писателями, хотя вот генеральный директор говорит об обратном ("А в регионах обратная ситуация. Там люди с удовольствием приходят на встречи и мероприятия, но туда тяжело привезти авторов или интересных медиа-персон".) Удивлю, но в большинстве регионов есть свои авторы, которые в том числе издаются в крупнейших издательствах России и книги которых продаются в торговой сети "Читай-город". Их не надо привозить. О них просто нужно знать региональным книжным магазинам, а издательствам как-то отмечать это в своих прайс-листах и каталогах.
Если все так хорошо с продажами, не надо обучать консультантов, не надо выставлять детские книги в магазине так, чтобы их увидела целевая аудитория - дети (всегда удивляло, например, что книги для 4-5 леток ставятся на верхние полки). Опять же не надо формировать отдел молодежной и подростковой литературы (он сформирован, но сформирован исключительно книгами 6+ и 12+, к которым 16-летний подросток или студент никогда не подойдет, т.е. продавцам надо еще и объяснять разницу между маркировкой по ФЗ и целевой аудиторией) или создавать комфортную среду, где читатель может спокойно полистать заинтересовавшую его книгу.
Как-то читала пост Натальи Щерба о магазинах Польши, Словакии, Чехии. Она обратила внимание, что одна и та же книга ей попадалась несколько раз в магазине: в подростковом отделе, в отделе новинок, в отделе фэнтези-фантастики, в отделе переводной литературы. То есть у книги как минимум 4 шанса попасться на глаза потенциальному читателю. Книги размещаются преимущественно не корешком, а обложкой к покупателю.
В книжных магазинах Германии (Книжные, Литературные дома) постоянно проходят встречи с писателями, выставки-продажи, организовываются концерты (особенно молодежные), ведутся кружки. Это место встреч и общения. Культурный и досуговый центр.
Но я бы хотела воздержаться от напрашивающегося "как у них там хорошо, а у нас тут как обычно все плохо". В 2017 году все бизнес-сообщество оглушило банкротство крупнейшей в США сети магазинов игрушек Toys 'R' Us. Она обанкротилась из-за того, что не смогла вовремя обслужить долг в 300–400 млн долларов. "В чем причины сегодняшнего «апокалипсиса» ритейла на Западе, о котором так много говорят? - говорит Михаил Иванцов. - Он был создан в реалиях прошлого, у него есть свои «скелеты в шкафу», с которыми необходимо разбираться. А инвесторы теперь не дают ритейлу деньги для решения проблем, перестройки и развития бизнеса".
"На форуме Российского союза торговых центров европейское агентство GFK представило следующий прогноз: к 2020 году в Германии перестанет расти доля онлайн-ритейла. Между офлайн и онлайн-ритейлом будет достигнуто равновесие. Это говорит о том, что в целом офлайн-ритейл не просто сохранится, но и будет развиваться. Инфраструктура ритейла, поддержанная правильными операторами, может быть очень серьезным объектом инвестиций и одним из драйверов экономики."
Ключевые слова - правильные операторы. То, что я вижу в региональном ритейле, вижу как читатель, писатель, как мама двух разновозрастных детей - это неправильные операторы.
Может быть если наладить работу и без того "успешных" и рентабельных региональных книжных магазинов, они, наконец, перестанут закрываться. А тиражи книг, наконец, вернутся к показателям 5-ти или 10-тилетней давности. Хотя бы.
Подписывайтесь на мой канал.
Вам также может понравиться:
Что читает молодежь: материал исследования ко "Дню книги в Благовещенске"
Подростковая мистика: шесть книг к началу каникул
Увлечь нельзя заставить: ищем контакт с подростком - проблемы подросткового чтения
Творческая лаборатория русского хоррора: интервью с Михаилом Парфеновым (Самая страшная книга) и Ириной Епифановой (редактор издательства Астрель-Спб).