Производство мяса в России росло последние 15 лет постоянно – в относительно благополучные времена и в периоды, когда реальные доходы населения снижались. В текущем году эксперты прогнозируют стагнацию внутреннего мясного рынка. Факторами риска являются исчерпание потенциала импортозамещения и сокращение реальных доходов населения.
Еще недавно мы наблюдали парадоксальное явление: не смотря на ухудшения социально-экономического положения в стране, потребление мяса не только не сократилось, но и выросло. К 2017 году среднедушевое потребление мяса вернулось на уровень 75 кг на человека, хотя еще в 2015 было 72 кг.
Последние исследования компании «Совэкон» (из публикации в «Коммерсанте») показывают, что негативные тенденции не обойдут стороной мясной рынок. Согласно прогнозу, рост производства составит не более 0,5%, то есть, с учётом статистических погрешностей, рост может быть и +1% и ноль процентов. Производство мяса птицы снизится с 6,7 до 6,5 млн. тонн.
До сих пор в отрасли производство только росло: действовал эффект низкой базы (после обвала 90-х) и потенциал импортозамещения. В 2017-м году производство выросло на 4,4, а в 2018 – на 3,2 процента. В 2018 году в России произведено мяса 10714 тыс. тонн в убойном весе («АБ Центр»). Прирост составил 329 тыс. тонн по сравнению с 2017 годом.
Можно ли доверять пессимистическому прогнозу? Откуда появились скромные 0,5 процента, за которыми может скрываться и отрицательная динамика? Никаких ресурсных ограничений для роста нет, производство мяса птицы немного просело из-за птичьего гриппа и банкротства нескольких птицефабрик, но уже восстанавливается, и свиноводы поддержали баланс ресурсов, запустив новые свинокомплексы.
По прогнозам Национального союза свиноводов с 2018 по 2022 промышленное производство свинины вырастет на 1,8 млн. тонн. Этого хватит, чтобы компенсировать выбывающие мощности старых предприятий и сокращение поголовья свиней на крестьянских подворьях. Суммарно производство вырастет на 1,5 млн. тонн. В разной степени готовности сейчас находятся более 10 крупных свинокомплексов индустриального типа.
Рост внутреннего рынка мяса сдерживают низкие доходы населения. В 2017-2018 годах наблюдалась парадоксальная ситуация: при сокращении доходов населения росло производство и потребление мяса! Объяснялся парадокс просто: индустриальное производство свинины и мяса птицы позволяло снижать цены, реагировать на снижение платежеспособного спроса. В зависимости от артикула цены снизились на 10-15%. Существенно сократился импорт и его тоже заместили отечественные производители.
Сегодня прежние факторы роста во многом исчерпаны: рентабельность имеет свои пределы, поэтому снижать цены уже некуда, особенно, когда растут налоги, а импортозамещение достигнуто на 100% в свиноводстве и на 98% в птицеводстве. Импортной говядины мы едим около 35%, но ее доля в мясном рационе около 12%. Рост доходов населения не предвидится, поскольку никаких осмысленных шагов для этого правительство не предпринимает.
Косвенно «нулевой» прогноз роста в мясном секторе подтверждают результаты опроса, проведённого компанией «Ромир» в апреле текущего года. Исследование здесь. Согласно данным опроса, в 2017 году на еде экономили 39% семей, в 2018-м – 17%, а в 2019-м – 24%. И, поскольку под сокращение всегда попадают в первую очередь расходы на животный белок (молоко и мясо), то, можно предположить, что и в этот раз секвестр продовольственной корзины произойдет за счет сокращения потребления мяса.
Что может поддержать положительную динамику мясного рынка? Прогноз урожая в этом году хороший, а значит цены на корма не должны вырасти. Это вызывает некоторый оптимизм у животноводов. Ну а наиболее вероятная причина оптимизма – рост экспорта мяса. Россия экспортировала в прошлом году 308 тыс. тонн мяса, в текущем году экспорт может вырасти еще на 20%. Россия остается одной из наиболее благополучных стран по африканской чуме свиней и гриппу птиц, а значит шанс увеличить свою долю на международном рынке есть. В Юго-Восточной Азии эпизоотия распространяется и остановить ее пока ветеринарные власти не могут. Ветеринарно-санитарные барьеры для российской продукции в свете происходящего могут снизиться.
Польза отечественным потребителям от внешнеторговых достижений агрохолдингов не велика, но она есть. Успешный экспорт, прежде всего, помогает предприятиям закрыть инвестиционные кредиты, не перекладывая долговой пресс на отечественного потребителя. Кроме того, на экспорт продается много субпродуктов, которые у нас не пользуются спросом (куриные лапки, свиные копыта и т.д.), а это позволяет производителям проводить более гибкую ценовую политику на внутреннем рынке.
Более существенную поддержку внутреннему рынку может оказать рост внутренней конкуренции: растущие производственные мощности в свиноводстве и восстановление производства в птицеводстве заставят производителей искать новые возможности для снижения цен. Внутренний рынок и борьба за него всегда будут приоритетными для мясной отрасли.
Фото Тоа Хефтиба на Unsplash