Александр Покрышкин и Григорий Речкалов. Два выдающихся аса Второй Мировой войны. Один из них трижды Герой Советского Союза, другой дважды Герой.
Вот только был между этими двумя выдающимися летчиками конфликт, который так никогда и не был завершен, и для многих остается загадкой, какая же черная кошка пробежала между ними.
Оба летчика начинали войну в небе Молдавии, воевали в одном полку. 26 июля 1941 года Речкалов был ранен. На его счету к тому моменту числилось уже три вражеских самолета. Из госпиталя летчик сбежал в апреле 1942 года и возвратился в свою часть.
На счету Покрышкина в 1941 году так же числилось три сбитых самолета противника.
Летом 1941 года, ввиду опасения, что документы полка могут попасть в руки немцев, они были уничтожены.
Счет сбитых самолетов на счету летчиков обнулился. Сложно сказать, по каким критериям и как восстанавливались счета уничтоженных летчиками самолетов. Но Речкалов в это время был в госпитале и по возвращению в часть он начал свой счет с чистого листа. Сбитые в 1943 году самолеты ему не восстановили.
В июле 1944 году Покрышкин становится первым в СССР трижды Героем Советского союза. Тогда на его счету числилось 53 лично уничтоженных в воздушных боях вражеских самолетов. В июле того же года Речкалов получает свою вторую Золотую Звезду Героя. На его счету числится 48 лично уничтоженных самолетов.
Войну асы закончили с почти равным счетом. На счету Покрышкина числилось 59 самолетов, а у Речкалова 56. Но если учесть, что 3 самолета, которые Речкалов сбил в 1941 году, не были ему засчитаны, то счет у двух великих асов одинаковый.
Вот в этом и кроется суть конфликта. Сложно сказать, когда этот конфликт начался, но родные Речкалова утверждают, что он до последних своих дней утверждал, что его сбитые самолеты на свой счет записал Покрышкин.
В своей статье о Григории Речкалове автор Владимир Жестков даже утверждал, что, якобы, летчик наше подтверждение своим предположениям в послевоенных архивах, но доказать ничего не смог, а потом его перестали туда пускать. Но никаких доказательств, кроме слов, предоставлено не было.
О каких же самолетах идет речь? Вот список побед Григория Речкалова и Александра Покрышкина в 1941 году.
Как по мне, так я вижу в этом списке больше различий, чем сходств. Но все же, по одной ему известной причине Речкалов все же считал эти самолеты своими.
Есть и еще одна немаловажная причина. 28 февраля 1945 года Покрышкин отстранил Речкалова от командования 16-м истребительным полком. Речкалова перевели на должность инспектором по пилотированию 6-го гвардейского истребительного корпуса.
Как объяснял Покрышкин, Речкалов был снят, потому что по его вине был нарушен график дежурства истребителей над аэродромом. Погиб летчик, имевший на своем счету 15 сбитых немецких самолетов. Вина полностью лежала на Речкалове, как на командире полка.
Его уже отстраняли от командования полком из-за серьезных дисциплинарных проступков и летных происшествий, случившихся в нем, но впоследствии он вновь назначен на эту должность.
И тут хочется заметить, что два последних самолет Речкалов записал на свой счет 20 февраля 1945 года. Вполне вероятно, что именно перевод Речкалова на другую должность не позволил ему увеличить свой боевой счет.
Какой же напрашивается вывод?
Представьте себя на месте Речкалова. Ему не засчитывают три самолета, которые действительно были им сбиты. Разве не обидно? Он начинает искренне подозревать, что они записаны на счет другого летчика, который еще и обошел его в карьерном росте. Со временем эти подозрения переросли в уверенность, а тут еще этот летчик снимает его с должности командира полка, что не позволило ему увеличить свой боевой счет, а, возможно даже, стать самым результативным летчиком той войны. Летчик искренне считал, что его заслуги недооценены. Наверняка, получи Григорий Андреевич третью Золотую Звезду, и этот конфликт забылся бы.
Ну а теперь поставьте себя на место Покрышкина. Покрышкин ценил Речкалова как великолепного летчика, но был невысокого мнения о нем, как о командире. А как может быть иначе? Тебя обвиняют в том, чего ты никогда не делал. Думаю, подобная ситуация известна многим. Как вы будете относиться к человеку, который вас в этом обвиняет.
Среди воспоминаний летчиков мне больше ни разу не попадались обвинения Покрышкина в приписках, а вот за Речкаловым существовал такой грешок. Об этом вспоминает в своих мемуарах Герой Советского Союза Константин Васильевич Сухов.
Вот и весь секрет конфликта между двумя великими асами. Родился он на почве обычного соперничества. Ведь действительно, эти летчики имеют одинаковое количество воздушных побед.
Отношение к этому конфликту у тех, кто знаком с ним, часто зависит от его позиции по отношению к прославленным асам, а иногда это просто спекуляция, в попытке накопать жареных фактов, и с криками: "А царь то ненастоящий!"- бросить дерьмеца в сторону другого прославленного аса, А.И. Покрышкина.
А ведь, по большому счету, это был их личностный конфликт, который, переведя на гражданский язык, можно назвать производственным. В этом конфликте сложно найти крайнего. Каждая сторона считает себя правой, хотя все субъективно.
Кто из них больше достоин награды, и только ли количество сбитых самолетов является главным мерилом Золотых Звезд Героя?
Мне глубоко симпатичен Григорий Андреевич Речкалов, ведь это был один из величайших асов той войны, но я искренне считаю, что Александр Иванович Покрышкин честно заслужил три своих Золотых Звезды Героя. Являясь великолепным летчиком, он так же щедро делился своим опытом и знаниями.
Давайте представим ситуацию. Два равных по опыту, силе и знаниям специалиста. Вот только один из них является индивидуалистом, а второй старается передать свои знания другим. Если проделанную именно ими работу можно считать равноценной, то по общему итогу, второй принес гораздо больше пользы.
Так что, дело не только в количестве сбитых самолетов.