Если вы только начинаете бизнес, вам может встретиться много незнакомых понятий. Чтобы вы не запутались в аббревиатурах, видах прибыли и англоязычных словах, мы составили список основных бизнес-терминов с определениями – он поможет вам разобраться.
Акция — ценная бумага, дающая владельцу имущественные права в отношении организации, выпустившей акцию.
Аутсорсинг — передача организацией конкретных бизнес-задач и функций подрядчику, специализирующемуся на их выполнении, на основании договора.
Бизнес-модель — комплекс бизнес-решений и компонентов. В широком смысле — инструмент проектирования бизнес-процессов и нахождения точек роста для получения прибыли.
Бизнес-план — программа конкретных действий предприятия, направленных на реализацию бизнес-идеи, улучшение финансового положения и т.д.
Валовая прибыль — разница между выручкой и себестоимостью реализованных товаров и услуг.
Воронка продаж — маркетинговый инструмент, цель которого — перевести потенциального клиента в реального. Воронка продаж иллюстрирует путь клиента от заинтересованности до покупки и позволяет определять конверсию на каждом этапе.
Выручка — поступления от основной деятельности предприятия в виде денежных средств, имущества и т.п. В частности — доход, поступающий с продаж основных услуг и товаров компании.
Денежный поток — движение денежных средств предприятия с учётом всех поступлений, расходов и платежей за отчётный период.
Дивиденд — часть прибыли предприятия, которую получают акционеры после уплаты налогов, зарплат и других обязательных отчислений.
ЕГРИП — Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, в котором в открытом доступе содержатся сведения о каждом зарегистрированном ИП.
ЕГРЮЛ — Единый государственный реестр юридических лиц, в котором в открытом доступе содержатся сведения о каждом зарегистрированном юридическом лице.
ЕНВД — единый налог на вменённый доход, один из специальных налоговых режимов. Доступен только для определённых видов деятельности и предполагает выплату в качестве налога фиксированной суммы, которая зависит от разных показателей и указана в Налоговом кодексе. С 1 января 2021 года режим отменят.
ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог, один из специальных налоговых режимов. Предназначен для ИП, более 70% доходов которых поступают от сельхозпроизводства. При ЕСХН выплачивается НДС и налог в размере 6% разницы между доходами и расходами.
ЗАО — закрытое акционерное общество. Это хозяйственное объединение, уставный капитал которого составляют акции, принадлежащие учредителям или заранее установленному кругу лиц. У ЗАО не может быть более 50 акционеров, акции в свободную продажу не поступают.
Инкассация — упорядоченная сдача банковским учреждениям наличных денежных средств предприятий и приёмка банками этих средств. Инкассировать также можно ценные бумаги, платёжные документы и т.п.
Индивидуальный предприниматель (ИП) — физическое лицо, ведущее коммерческую деятельность на законных основаниях без образования юридического лица. ИП имеет право нанимать сотрудников, а за неисполнение обязательств отвечает личным имуществом.
Капитал — накопленные средства и ресурсы, используемые для производства экономических благ и получения прибыли. В широком смысле капитал — это ценность, способная приносить доход.
Краудфандинг — «народное финансирование», способ привлечения средств для проекта, предполагающий коллективное сотрудничество людей или организаций, поддерживающих проект деньгами или ресурсами. Сбор средств происходит, как правило, через интернет.
Кредит — в широком смысле вид экономических отношений. В узком — сделка, при которой кредитная организация предоставляет заёмщику денежные средства (или товары) на условиях возвратности денежных средств, чаще всего с выплатой процентов за пользование.
Ликвидность предприятия — наличие возможности оперативно погашать задолженности и покрывать все необходимые платежи по мере наступления их срока за счёт собственных активов.
Лицензия — разрешение на ведение конкретного вида деятельности, выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу.
Логотип — оригинальное графическое начертание полного или сокращённого названия бренда, компании, организации, используемое для повышения узнаваемости. Часто логотипом называют любой уникальный графический знак бренда.
Маржа — разница между ценой товара и его себестоимостью. Выражается в абсолютных величинах (в любой валюте) или в процентах, как разница между ценой и себестоимостью, поделенная на цену.
Маркетинг — деятельность по изучению потребительских потребностей и поиску эффективных решений для их удовлетворения в виде наиболее конкурентоспособного продукта.
Налог — обязательный платёж, который государство взимает с физических и юридических лиц. Виды и порядок уплаты налогов регулируются специальным законодательством — Налоговым кодексом и нормативно-правовыми актами регионального уровня.
Оборот — валовый доход предприятия, полученный в ходе продажи товаров или оказания услуг.
ОГРН — основной государственный регистрационный номер записи о регистрации ИП или организации. Номер присваивается единожды и на протяжении всей деятельности ИП или организации не меняется.
ОКВЭД — Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, в котором каждому виду деятельности присвоен числовой код. Все юридические лица и индивидуальные предприниматели при регистрации обязаны указывать в заявлении конкретные коды ОКВЭД.
ОАО — публичное (открытое) акционерное общество, созданное несколькими участниками, которые вложили денежные средства в виде акций в уставный капитал. ОАО может продавать собственные акции, и любое физическое или юридическое имеет право стать акционером. Каждый акционер несёт ответственность перед организацией.
ООО — общество с ограниченной ответственностью, учреждённое одним или несколькими лицами. Уставный капитал ООО разделён на доли, а его участники не отвечают по обязательствам ООО, но несут риск убытков в пределах стоимости своей доли.
Организационно-правовая форма, или ОПФ — закреплённая законодательно форма хозяйствующего субъекта, определяющая его цели, правовое положение и способ владения и использования активов.
ОСНО — общая система налогообложения. Применяется по умолчанию, если предприятие не выбирает специальный режим, и предполагает выплату нескольких налогов.
Платёжное поручение — форма безналичного расчёта, при которой владелец счёта отдаёт банку бумажное или электронное распоряжение о переводе денежных средств получателю.
Прибыль — разница между суммой всех доходов и затрат за определённый период. Прибыль может быть положительной (доходы превышают расходы), нулевой (доходы равны расходам) и отрицательной (расходы превышают доходы). Отрицательную прибыль называют убытком.
ПСН — патентная система налогообложения, один из специальных налоговых режимов, доступный только для индивидуальных предпринимателей. Применяя эту систему, ИП покупает патент — право осуществлять конкретный вид деятельности — и фактически не платит налоги, пока патент действует.
Расчётный счёт — специальный счёт (учётная запись) юридического лица или ИП, предназначенный для хранения денежных средств и расчётов, связанных с предпринимательской деятельностью.
Рентабельность — показатель, позволяющий оценить эффективность использования ресурсов. Коэффициент рентабельности определяется отношением чистой прибыли к денежным потокам и активам, которые её формируют.
Санация — комплекс мер, направленных на предотвращение банкротства, улучшение финансового положения предприятия, повышение конкурентоспособности.
Слоган, или рекламный лозунг — лёгкая для восприятия и запоминающаяся фраза, выражающая суть рекламного сообщения. Часто имеет форму девиза, призыва к действию или просто прямого обращения к потребителю.
Ссуда — безвозмездное предоставление имущества или денежных средств на заранее оговорённый срок.
Субсидия — материальная помощь целевого характера со стороны муниципальных органов, государства и специальных фондов.
УСН — упрощённая система налогообложения, один из специальных налоговых режимов. Предполагает выплату одного налога — в размере 6% от доходов (УСН «Доходы») или 15% от разницы между доходами и расходами (УСН «Доходы минус расходы»). Доступен только для ИП, годовой доход которых не превышает 150 млн рублей.
ФАС — Федеральная антимонопольная служба, орган исполнительной власти, контролирующий соблюдение антимонопольного законодательства. ФАС на государственном уровне отвечает за создание условий для развития конкуренции, следит за нарушениями закона о рекламе и правил госзакупок.
Физическое лицо (ФЛ) — субъект гражданского права, который является одним человеком.
Фирменный знак — визуальный идентификатор бренда, компании или организации в виде узнаваемого графического символа. Часто образует фирменный блок в сочетании с логотипом.
ФНС — Федеральная налоговая служба, орган исполнительной власти, который осуществляет экономический надзор на государственном уровне.
Целевая аудитория — группа потребителей, на которую ориентирован продукт. Целевая аудитория обладает рядом конкретных характеристик, которые указывают на наличие потребности, которую продукт может удовлетворить.
Чистая прибыль — доход, который остаётся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, зарплат, социальных взносов и других обязательных платежей.
Юридическое лицо (ЮЛ) — организация, которая владеет обособленным имуществом и самостоятельно несёт ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности. Юридическое лицо обладает организационным единством, которое закреплено в уставе. Управлять организацией может один участник (например, директор) или коллегия (совет директоров).
Чистая прибыль — доход, который остаётся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, зарплат, социальных взносов и других обязательных платежей.
KPI — ключевые показатели эффективности (от англ. «keyperformanceindicators»), сочетание двух и более показателей, благодаря которым можно оценить тактическое и стратегическое движение компании к установленным целям. Как правило, KPIсочетают финансовые и нефинансовые показатели.
HR — человеческие ресурсы (от англ. «humanresources»), персонал компании. Так же называют специалистов в области управления персоналом.
PR — связи с общественностью (от англ. «publicrelations»), деятельность по формированию общественного мнения о бренде (событии, товаре и т.п.) и налаживанию отношений с аудиторией, от которой зависит функционирование компании.
SWOT-анализ — метод стратегического планирования. SWOT-анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны компании, а также возможности и угрозы внешней среды. И выработать на основании этого анализа 4 эффективных стратегии для бизнеса.