Со времен первой всесоюзной переписи населения 1926 года СССР заметно изменился: на смену НЭПу пришла плановая экономика, а старая «ленинская гвардия» была отправлена в отставку новой партийной номенклатурой, которая инициировала такие масштабные проекты, как коллективизация и индустриализация. Газеты наперебой писали не только об экономическом росте, но и о постоянном увеличении населения в первом социалистическом государстве. Для точного учета еще в 1932 году была образована комиссия по подготовке второй всесоюзной переписи, провести которую планировали в декабре 1933 года.
Однако из-за тяжелых последствий голода в СССР 1932-33 годов от проведения переписи было решено отказаться. Сроки ее постоянно переносились, и лишь в 1935 году Центральным управлением народно-хозяйственного учета (ЦУНХУ) был разработан проект переписи, включавший в себя 18 вопросов, которые наиболее точно должны были установить социальный, национальный и классовый состав населения СССР. В разработке участвовали видные статистики и демографы, включая Олимпия Квиткина, одного из руководителей переписи 1926 года. Но в их работу активно вмешиваются власти. Лично Иосиф Сталин вносил коррективы в перечень вопросов, число которых было существенно уменьшено. Вероятнее всего, именно им был добавлен вопрос о религиозной принадлежности.
Официально перепись была назначена на 6 января 1937 года и должна быть однодневной. Подобный вариант, предполагающий учет лишь наличного населения, не брал в расчет родившихся и умерших в этот день, а также лиц, находящихся в пути. Отдельно перепись велась в органах НКВД и армии. Для проведения столь масштабной работы требовалось огромное количество счетчиков, коих насчитывалось порядка 1250 человек. В опросниках, представленных гражданам СССР, присутствовали следующие вопросы: пол, возраст, национальность, родной язык, религиозная принадлежность, гражданство, уровень грамотности, род занятий и другие.
На первый взгляд перепись прошла успешно: по предварительным данным с учетом армии и НКВД в СССР проживало чуть более 162 миллионов человек, не переписанных по различным причинам оказалось порядка 0,4-0,5% от общего числа граждан. Было установлено, что рост населения с 1926 года составлял в среднем 1% в год, что было выше, чем в странах Европы. Однако публикация предварительных итогов переписи была отменена, а сама она вскоре была объявлена вредительской. Почему же это произошло?
Основной причиной отказа властей от результата стало общее количество граждан, которое не совпадало с предварительными расчетами. Так, в 1934 году численность населения СССР была оценена в 168 миллионов, соответственно, к 1937 году она должна была превысить 170 миллионов. На улучшение результатов переписи пытались повлиять законом о запрете абортов, подписанным в 1936 году, но это не сильно повлияло на результат. Насильственная коллективизация, репрессии, ужасные последствия голода 1932-33 годов значительно ухудшили демографическую ситуацию в стране, что и подтвердили итоги переписи.
В ответ власти, не желавшие мириться со своими же ошибками, объявили статистиков вредителями. Газета «Правда» так подводила итоги переписи: «Враги народа сделали все для того, чтобы извратить действительную цифру населения. Они давали счетчикам вредительские указания, в результате которых многочисленные группы граждан оказались не внесенными в переписные листы». Журнал «Блокнот агитатора» находил уже конкретных виновников вредительства: «Советский народ очень сознательно отнесся к этому важнейшему государственному мероприятию. Однако это дело было сорвано презренными врагами народа - троцкистско-бухаринскими агентами фашизма, пробравшимися в то время к руководству ЦУНХУ».
Одной из возможных причин сокрытия итогов переписи стали и неожиданные результаты относительно религиозной принадлежности граждан. 55,3 млн человек старше 16 лет (56,7% от указанной возрастной категории) признавали себя верующими. И хоть Конституция 1936 года объявляла свободу религиозных культов, но проводимая почти 20 лет политика продвижения атеизма в массы оказалась безуспешной, что могло быть расценено как низкий уровень лояльности населения к власти.
23 сентября 1937 года выходит постановление Совнаркома, объявляющее перепись неудовлетворительной, а ее результаты дефектными. Но еще до этого началась расправа над статистиками, которых обвиняли во вредительстве. 1 марта 1937 года был арестован и приговорен к 10 годам заключения Михаил Курман, 25 марта взят под стражу, а после расстрелян Олимпий Квиткин. Вместе с ними были арестованы и подвергнуты репрессиям другие сотрудники ЦУНХУ.
Результаты второй всесоюзной переписи населения показали руководству страны, чего оно добилось за годы коллективизации, раскулачивания и голода. Однако вынесенные уроки не оказались приняты к сведению: именно на 1937 год пришелся пик репрессий, что еще сильнее ударило по демографии СССР.
Если вам понравилась эта статья, то рекомендую также прочитать:
Об итогах переписи населения 1926 года;
Об истории танка Т-26;
О появлении Московского метрополитена.