Для самого «дорогого» художника в мире — Пабло Пикассо — женщины значили очень много хотя бы потому, что они были моделями для его скульптур и картин. Впрочем, с некоторыми из них отношения заходили гораздо дальше.
Первая женщина, с которой Пикассо сблизился на долгое время, носила французскую фамилию Оливье. Фернанда встретилась с юным художником, когда тому было лишь 23 года. Будучи бедной служанкой, Фернанда иногда заглядывала в общежитие на Монмартре, где охотно позировала для художников. Так они и встретились с Пикассо.
Со временем Пабло и Фернанда начали жить вместе прямо в мастерской, где Пикассо писал свои картины. Так продолжалось на протяжении семи лет. Этот период жизни художника принято называть «розовым». Впрочем, затем чувства ослабли, а вдохновение, которое Пикассо черпал из этих отношений, практически иссякло. Их расставание пришлось на 1912 год: за время, которое они провели вместе, Пикассо из нищего и неизвестного художника успел превратиться в одного из основоположников кубизма.
Марсель Умбер, более известная под псевдонимом Ева Гуэль, встретилась с Пикассо в 1911 году. После одной из громких ссор со своей прежней возлюбленной Пикассо вместе с Умбер уехал в путешествие по Европе.
После него они уже поселились вместе всё там же, в Париже. Окна их светлой и просторной квартиры выходили на кладбище, что стало для пары недобрым предзнаменованием: через два года совместной жизни, наполненной нежностью и любовью, Умбер скончалась от туберкулёза. За это время художник успел создать целый ряд картин, которые объединяют в своеобразную серию «Я люблю Еву».
В 1918 году Пикассо вдруг женился на балерине из труппы Дягилева Ольге Хохловой. Причем художник подписал брачный контракт, по которому половина его имущества в случае развода доставалась Хохловой.
Влияние русской балерины на творчество Пикассо трудно недооценить — художник написал бесчисленное количество портретов Хохловой, однако все они были выполнены в русле реалистичного творчества, чтобы Ольга могла узнать себя на них. Пикассо и Хохлова не совпадали не в своих взглядах на искусство, не во взглядах на личную жизнь. Их отношения подходили к логическому завершению, однако тут-то и всплыл брачный контракт, по которому Пикассо мог потерять не просто своё имущество, а половину написанных картин. Бывшие возлюбленные расстались, но брак так и не расторгли, поэтому Ольга Хохлова вплоть до смерти в 1955 году была официальной женой Пикассо.
С 1927 года художник был влюблен в юную девушку Марию-Терезу Вальтер, которой едва исполнилось 17 лет. Изменения в жизни прослеживались, как это часто бывает, и в творчестве: Пикассо стал писать такие картины, как «Обнаженная, зелёные листья и бюст», «Обнаженная в кресле» и «Девушка перед зеркалом», в которых явно угадывались черты Марии-Терезы Вальтер.
В 1935 году девушка родила Пикассо долгожданную дочку Майю, которую художник, кстати, тоже неоднократно изображал на своих полотнах. Впрочем, через год чувства Пикассо к возлюбленной остыли, чего не скажешь о самой Марии-Терезе. Несмотря на то, что художник уже давно проводил время с другими женщинами, она писала ему нежные письма, в которых рассказывала о том, как поживает его дочь. Спустя четыре года после смерти Пикассо женщина повесилась в собственном гараже.
Кафе «Две кубышки» было одним из любимых мест Пикассо, там-то он и встретился с Дорой Маар. Она, по воспоминаниям современников, была слегка неуравновешенной, но от этого не менее яркой представительницей парижской богемы.
Уже через несколько лет совместной жизни странное поведение Доры стало большой проблемой — в начале 1940-х годов Пикассо вынужден был сдать возлюбленную в психиатрическую клинику. Её неврастения поставила окончательную точку в отношениях с Пикассо.
В 1943 году, в самый разгар Второй мировой войны, Пабло Пикассо познакомился с Франсуа Жило, роман с которой длился без малого десять лет. Новая муза Пикассо была младше его на 40 лет.
Жило родила художнику двух детей — Клода и Палому, которые стали официальными наследниками Пикассо, а также продолжили носить его фамилию.
Последней возлюбленной гения стала Жаклин Рок. Жаклин ухаживала за ним после болезни и охраняла их дом от назойливых посетителей.
Уже в 79 лет Пикассо смог оформить официальный брак с Жаклин. На протяжении двух десятков лет практически все картины мастер посвящал своей возлюбленной. Всего насчитывается порядка четырёх сотен портретов Жаклин, выполненных Пикассо. Смерть художника Рок перенесла очень трудно — спустя уже 13 лет после этого, занимаясь подготовкой одной из выставок картин Пикассо, она застрелилась.