В моей семье уже выросло три поколения учителей. Бабушка, мама и я. Мама много лет работает в школе, я же практикую занятия с детьми на дому. Во время наших разговоров часто возникает вопрос трудоустройства в школу. Пока для себя я не вижу в этом смысла. Я не рассматриваю работу репетитором как основную свою деятельность и очевидно, что в дальнейшем я займусь делом, возможно связанным с обучением, но другого рода. Я постаралась передать два взгляда: свой (репетиторской) и учительницы, работающей в школе. Мнения эти очень субъективны и не претендуют на единственно верные. Это ни в коем случае не о том, что частные уроки лучше школы, а о плюсах и минусах, которые я вижу, вариантах решения и моём личном отношении.
Взгляд школьного учителя на репетиторство:
1. Нет официального трудоустройства.
Нет трудовой, официального педагогического стажа, стабильной зп, да и справку с места работы ниоткуда не получить. Но это минус только в том случае, если работа репетитора рассматривается как основная и на постоянной основе.
Решение: Оформить ИП, официально платить налоги. Конечно, это довольно муторно, но если есть необходимость в официальном трудоустройстве, то можно решить этот вопрос.
Мое отношение: конечно, в глазах окружающих, работа учителем более солидная, чем репетитором. В чем-то это так и есть, но я сейчас не вижу для себя смысла превращать эту работу в официальную, так как не собираюсь всю свою жизнь связывать с одним лишь репетиторством.
2. Нерегулярность занятий.
«Дети средней и старшей школы не постоянны в своих желаниях, им не всегда хватает силы воли, чтобы заниматься регулярно. Поэтому многие начинают заниматься с репетитором, но потом придумывают предлоги, чтобы пропустить "только сегодня", в итоге вообще забивают. В школу дети вынуждены ходить и (если исключить прогулы и болезни) должны постоянно посещать уроки, хотят они этого или нет».
Решение: если вы репетитор для старших классов или взрослых, то не нужно брать всех подряд. Пусть будет меньше учеников, но зато с собственной сильной мотивацией.
Мое отношение: к счастью, я с такими проблемами не сталкивалась. Если занятия прекращались, то только тогда, когда это была моя инициатива, либо было достигнута цель. Скорее всего, это связано еще и с тем, что большинство моих учеников из начальной школы. Им сложно отменить или прогулять занятие без ведома родителей.
3. Репетитор - супергерой.
«Почти в каждом классе есть ребенок, который не хочет учиться. Тогда надежда школьного учителя на родителей, которые смогут повлиять на ребенка. Чаще всего в таких случаях и нанимают репетитора. И на этого бедного репетитора повесят такую ответственность - сделать чудо! Заставить работать того, с кем не справляются ни в школе, ни дома. И у репетитора уже не будет надежды на кого-то ещё. Либо он, либо никто.
Решение: если сразу понятно, что перед вами такой ребенок, то лучше начать 1-ый урок с предупреждения родителей и детей, что вы как учитель, сделаете все, что в ваших силах, но от вас зависит не так много. Если у ребенка нет желания заниматься, а родителям все равно, то они могут нанять лучшего учителя в мире, но результаты будут минимальны.
Мое отношение: Я всегда предупреждаю, что я всего лишь помощник, а не супергерой. Хотите результатов - прикладывайте усилия со всех сторон, иначе это все бессмысленно. Пока никаких жалоб от родителей не было.
4. Отсутствие творчества
«Репетитор не поставит театральную сценку, максимум диалог или монолог. Репетитор может повысить успеваемость по предмету, а творческая деятельность ребёнка уходит на второй план.
Решение: от репетитора обычно как раз и требуется только повышение успеваемости по определенному предмету. Но если вы сами творческий человек, то явно одного репетиторства вам будет не хватать. И здесь действительно нельзя реализовать все идеи и творческие задания. Но если связываться со школой все-таки не хочется, то можно попробовать практиковать групповые занятия с небольшим количеством человек (конечно, для этого нужны особые условия).
Мое отношение: мои предметы (начальная школа, русский язык, литература) не исключают, а даже способствуют творчеству, было бы желание. Конечно, я не могу реализовывать ВСЕ свои идеи, но я понимаю, что прихожу к детям немного с другими целями, поэтому не сильно расстраиваюсь по этому поводу.
5. Нет общения со сверстниками
«В индивидуальных занятиях ученик лишён коллектива: пассивного и активного общения со сверстниками, мотивации в виде конкуренции, опоры на чужое мнение сверстников, к которому любят прислушиваться сами дети».
Мое отношение: лично я не вижу здесь серьезной проблемы, так как занятия с репетитором не заменяют ребенку школу, в которой как раз и можно получить все вышеперечисленное.
6. Много времени в пустоту.
«Школьный учитель работает всегда в одном месте, обычно выбранным близко к дому. Репетитор чаще ездит к ученикам, необязательно находящимся рядом».
Решение: выбирать учеников, которые живут поблизости. Либо организовывать занятия дома, чтобы не тратить время на дорогу.
Мое отношение: в 1-ый год я очень много времени тратила на дорогу и в результате на 1 занятие у меня могло уходить по 3 часа. С нового учебного года я брала только тех, кто живет недалеко от моего дома, чтобы на дорогу уходило максимум 30 минут (и то это если я захочу пройтись пешком). Со следующего года я планирую поменять место жительства, тогда смогу приглашать на уроки к себе, не тратя время на дорогу вообще.
Взгляд репетитора (мой собственный)
1. Гибкий график.
Обычно я поздно ложусь и поздно встаю, так что приходить каждый день к 8-9 часам для меня трудно. При такой работе я могу назначать уроки на то время, которое мне удобно. Если появляются важные дела, то я могу отменить или перенести занятие на другой день.
2. Свободное время.
Моя мама работает в школе психологом, она не имеет собственного класса, не ведет предметы, но даже она частенько сидит по ночам, занимаясь рабочими делами. Конечно, я тоже готовлюсь к своим занятиям, но трачу на это куда меньше времени, чем учитель, который должен помимо подготовки уроков, заполнить документы, проверить тетради, решить дела классного руководства и т.д.
3. Почасовая оплата.
Здесь для меня один из самых важных плюсов. Как я уже писала, моя мама, подруги, знакомые работают в школе. Да, они не директора и работают не в столичных городах, но у них есть трудовой стаж (у некоторых он более 15-20 лет), официальная трудоустроенность, на них огромная ответственность, но получают они меньше, чем я. В такие моменты мне очень неловко, так как я понимаю, что их затраты в работе намного выше. Но мне платят за 1 час (причем ту цену, которую назначаю я сама), а если разделить месячную зарплату учителя на количество часов, то выйдут копейки.
4. Нет «трудных» детей.
Учителю очень сложно отказаться от тех детей, которые мешают всем остальным и срывают уроки. Чаще всего таких детей ставят на учет, берут под контроль, но выгнать из школы их не имеют права. Поэтому почти в каждом классе есть «трудный» ребенок. Я же сама выбираю с кем буду заниматься. Мне не приходится подстраивать свой урок под разные уровни знаний и интересы. Для меня важны заинтересованность, готовность учиться, психическое состояние, воспитанность и адекватность учащихся. Если я сразу вижу, что с этим есть проблемы, то просто отказываюсь от занятия.
5. Нет тонны бумажек.
Многие учителя жалуются на то, что вместо работы с детьми им приходится заполнять бесконечные документы. У меня этой проблемы нет. Совсем.
6. Нет жесткого контроля.
Кому-то повезло с руководством больше, кому-то меньше. Знаю примеры директоров, которые всегда встают на сторону учителя, но знаю и других, которые готовы согласится с родителями во всем, лишь бы те никуда не жаловались. Лично я очень рада, что мне никто не говорит, как я должна общаться с детьми, о чем я с ними должна говорить, как мне строить свои занятия, какими учебниками пользоваться. Для своих детей я - больше друг и помощник, нежели жесткий руководитель, который требует бесспорного подчинения. Мне не нужно выдать материал за определенное количество часов, я трачу на это столько времени, сколько необходимо. Пользуюсь самыми разными ресурсами, которые интересны, удобны и понятны. Если я вижу, что учебник написан бездарно, то спокойно заменю его другим.
7. Общение с детьми.
У большинства моих учеников проблемы в школах, так как они либо гиперактивные, либо неряшливые, либо невнимательные. Я понимаю, что на уроке сидит 25 детей, и если какой-то Миша будет смеяться на уроке, то учитель выбьется из плана, а к Мише не будет относиться снисходительно. Тоже самое касается, если работы в тетради выполнены небрежно, если задания выполняются с ошибками (разбираться с причинами ошибок у учителя нет времени), если ученик постоянно опаздывает, болтает на уроке, ведет себя чересчур демонстративно. Я имею больше возможности узнать причины такого поведения, пообщаться с ребенком, узнать интересы и мысли. Для меня не столько важно, чтобы все было записано в нужных клетках, сколько чтобы был понят материал. Часто мне маленькие дети начинают рассказывать о своих проблемах (кто-то влюбился, кто-то что-то натворил, кто-то поссорился с другом), в такие моменты я понимаю, что высказаться и услышать мое мнение, для них сейчас важнее, чем сидеть и решать какую-нибудь задачу. Я могу пожертвовать временем, не опасаясь, что потом не смогу догнать рабочий план. Как мне сказал один мой ученик после моего замечания, что мы потратили уже полчаса на беседу о его неразделенной любви: «Зато мы лучше узнаем друг друга».