Найти тему
Сергей Сатюков ZAVTSEKH

23. "Заcтава!В ружье!”, "Заcтава!К бою!”,"Заcтава!Тревога!”

Оглавление

На пограничной заставе эти три команды сопровождают нас в течение всей службы, и о каждой в отдельности я сейчас расскажу. Включается прерывистый звуковой сигнал: “ПИ- ПИ- ПИ- ПИ- ПИ”, это значит сработал участок на сигнализационной системе – застава “В ружье!” . Тревожной группе нужно выехать к месту сработки и выяснить причину этой сработки. Остальные ребята выезжают на линию границы и перекрывают ее напротив сработавшего участка. На заставе три сигнализационных системы. Первая тыловая, она называется “основная”, вторая “вспомогательная”, она проходит по границе на правом фланге. Расстояние от “основной” системы до линии границы два с половиной километра. Чтобы нарушителю труднее было преодолеть это расстояние, устанавливаются различные преграды. Для нас самое спокойное время года это зима, одна сработка за неделю, самое беспокойное весна, одна, две сработки в день, лето и осень немного полегче. Для зайцев и шакалов на системе устанавливаются лазы. Ну а если через систему решил пройти дикий кабан, то для нас это целое ЧП. Он разгоняется и лбом врезается в колючую проволоку. Деревянные столбы ломаются, проволока рвется, и три-четыре пролета выходят из строя. Бедным связистам приходится все восстанавливать. 10 застава охраняла рубеж 9,5 км по “основной ” системе. Днем несут службу посты наблюдения “вышки” три по границе, одна тыловая, дозоры по сигнализационной системе – утром, после обеда, ночной дозор. Ночью прожектор, локатор “часовой границы”, Получается, что круглые сутки граница на замке.. Рекорд по количеству сработок у меня был, когда я служил на первом году, мы четыре раза за одну ночь выезжали. Весна, тепло, зайцы и шакалы, наверное, бесились от радости и мотались, пролазив под нитями системы. Как специально, лазов в этом месте не было. После четвертой сработки начальник заставы вызвал нас связистов в канцелярию и крепко отругал, и заставил сейчас же установить везде лазы. Дедушки наши пошли спать , а мы, первогодки, озадаченные полученным приказом, взяли все, что нам нужно для работы и пешочком пошли на границу. Работу выполнили добросовестно, ведь от этого зависит будет ли спать спокойно застава следующие ночи. Доложили начальнику заставы, что лазы везде установлены, за нами выслали машину, и уже утром мы вернулись на заставу, а дальше согласно распорядку дня , ну ничего живы будем – не помрем, поспим в другой раз.

В случае внезапного нападения на заставу звучит сигнал “Застава к бою!”.

-2

Связист включает постоянный звуковой сигнал: ”П_И_И_И_И_ИИИИ!!!”. Мы мгновенно вооружаемся, и занимаем оборону вокруг заставы. По периметру территории заставы установлен каменный забор с бойницами, по углам сделаны доты. Каждое отделение знает свое место обороны, каждый боец свое место. Чтобы лучше отработать выполнение команды и уложиться в отведенное время, начальник заставы объявлял учебную тревогу. Потом проводился анализ действия заставы, отмечались недочеты. Но один раз команда “К бою!” прозвучала серьезно. Мы смотрели в ленинской комнате программу “Время”. Погода была теплая, все окна на заставе на распашку, и вдруг мы слышим одинокий выстрел. Все как по команде встали со своих мест, когда раздались следующие два выстрела подряд, мы уже все летели к оружейной комнате, включили звуковой сигнал. Взяв свой автомат и подсумок с магазинами вылетаем на территорию и занимаем каждый свое место. Но тут же дежурный по заставе выходит на крыльцо и громко кричит:”застава, отбой!”. Переводим дух, слава богу, не пришлось повоевать. А случилось вот что. Наряд с соседней 11 заставы, прожекторный пост во время службы включили луч и направили его на турецкий пост. Вместо того, чтобы сразу его отвести в сторону или погасить, они стали любоваться ночным турецким постом. Турки восприняли это как провокацию с нашей стороны и, вооружившись, открыли стрельбу из своих винтовок. Луч сразу погас, стрельба затихла. Тут же турецкая сторона вызвала нас на переговоры. Они вывесили горящий фонарь у гос.моста. Наряд “Часовой границы” позвонил и доложил об этом начальнику заставы. Выйдя по мосту к линии границы , турки вручили нам письмо с протестом. О случившемся доложили в погранотряд, и пришлось нашим офицерам на переговорах оправдываться и улаживать пограничный конфликт.

Когда наше государство находится в состоянии войны с соседним государством , на заставе объявляют команду “Тревога” .

-3

У каждой заставы есть свой опорный пункт – это вырытые окопы, блиндажи, доты, дзоты. Рядом с 10 заставой находился холм и на его вершине был обустроен опорный пункт. Это было очень удачное место, вся прилегающая местность была как на ладони. В учебных целях мы выходили на одни сутки жить в окопы. Сразу скажу житуха не сахар., мне очень не понравилось. Сразу понимаешь, что пришлось пережить нашим предкам. Не просто жить, а еще и воевать четыре года с врагом. Но был у нас один уникальный случай, связанный с этой командой. Лето, жара, начальник заставы Прохоров объявил построение заставы. Дежурный собрал бойцов и доложил, что застава построена. Выйдя к строю начальнику не понравилось, что в строю мало бойцов, он дал еще немного времени, чтобы собрались все. Была одна проблема разыскать всех “дедушек”, да если они и знают о построении, то не очень торопятся зная, что сейчас всех распределят на хоз. Работы. Выйдя к строю второй раз, начальник остался не доволен и показать как нужно собирать бойцов. На заставе объявили команду “тревога”. Вся застава в полной экипировке, с оружием стояла в строю.

- Вот как должно быть постоянно, а сейчас строем, бегом к “горизонту” марш!

Вооруженная до зубов застава выбегает с территории и движется в тыл к “основной системе”. Мы сразу оказались на виду у турецкого поста, они не на шутку испугались, не понимая наших целей. Д о “горизонта ” расстояние 1,5 км, дорога идет в гору, пока добрались, все были в мыле. Затем начались боевые учения – ходить в атаку, ползать по-пластунски, маршировать. С нас сошло 7 потов, а начальник довольно улыбался, его настроение улучшилось. Есть поговорка хорошо смеется тот ,кто смеется последним. Когда мы, как выжатые лимоны, вернулись на заставу, нас ждали новости, турки вызвали нас на переговоры и вручили письмо с протестом. Мы сообщили об этом в погранотряд, и когда там ознакомились с текстом письма, то были шокированы новостью. Оказывается, Советские пограничники устроили военные маневры у линии границы, о чем не знали даже высшие офицерские чины отряда. Нашего начальника разнесли в пух и прах, не скупясь на выражения, теперь настала наша очередь посмеяться.