Найти тему
Живопись

Художник Адольф Эрдман фон Менцель: «Чёрный орёл» немецкой живописи

Художник Адольф Эрдман фон Менцель — уроженец польского Вроцлава, (ранее — Бреслау), яркий представитель немецкой школы живописи и гравюры.
"Портрет Фредерики Арнольд ", 1845, холст, масло, Национальная Галерея
"Портрет Фредерики Арнольд ", 1845, холст, масло, Национальная Галерея
" Портрет Клары Шмидт фон Кнобельсдорф", 1848. холст, масло, Национальная Галерея
" Портрет Клары Шмидт фон Кнобельсдорф", 1848. холст, масло, Национальная Галерея

Сразу же отметим: речь идёт не только о стиле и технике, в которых выполнены его работы. Фанатичная приверженность реалистичному изображению даже мельчайших деталей композиции и нарочитый отказ от символистического идеализма — лишь первая из слагаемых его успеха. Второй и главной стала сама тематика, которой посвящено подавляющее большинство ранних работ.

"Стройка с ивами", холст, масло, Национальная Галерея
"Стройка с ивами", холст, масло, Национальная Галерея

Безусловно, говоря о творчестве фон Менцеля, нельзя не упомянуть его широко известные полотна, посвящённые иллюстрированию повседневной жизни.

«После полудня в саду Тюильри», 1867, холст, масло, Национальная галерея
«После полудня в саду Тюильри», 1867, холст, масло, Национальная галерея

«Будний день в Париже» или

«Буря на горе Темпельгоф»
«Буря на горе Темпельгоф»

— это те произведения, которые специалисты справедливо называют классикой немецкого реализма, её основополагающими произведениями.

"Портрет брата художника Рихарда"
"Портрет брата художника Рихарда"
Однако трудом всей жизни, в одночасье вознесшим фон Менцеля на вершину славы и обеспечившей заказами королевского двора Пруссии, был цикл рисунков, посвящённых биографии Фридриха Второго.
"Демонстрация верности силезского парламента Фридриху II в Бреслау (эскиз)", 1855, холст, масло, Национальная галерея
"Демонстрация верности силезского парламента Фридриху II в Бреслау (эскиз)", 1855, холст, масло, Национальная галерея
"Ужин на балу", холст, масло
"Ужин на балу", холст, масло
"Концерт Фридриха Великого в Сан-Суси", 1852, холст, масло
"Концерт Фридриха Великого в Сан-Суси", 1852, холст, масло
"Танцевальный вечер", холст, масло, Национальная галерея
"Танцевальный вечер", холст, масло, Национальная галерея

Будучи великолепно образованным историком, к 1842 году фон Менцель создал четыре сотни поражающих своей детальностью и художественной достоверностью иллюстраций для биографии короля.

Серия иллюстраций "Король Фридрих II"
Серия иллюстраций "Король Фридрих II"

Именно их глубоким проникновением в суть вещей и потрясающей технике мастера, сумевшего возродить на книжных страницах дух минувшей эпохи, автор данного произведения — Франц Теодор Куглер — был обязан успеху своей монографии. Герой нашего рассказа невероятно точно и скрупулёзно изобразил как ярчайшие моменты биографии завоевателя, столь милые сердцу воинственных пруссаков, так и бытовые сценки из жизни почитаемых предков.

"Добрый вечер, господа! Фридрих Великий в Лиссе"
"Добрый вечер, господа! Фридрих Великий в Лиссе"
"Министр барон фон Шлайниц"
"Министр барон фон Шлайниц"

И в одночасье «завоевал» сердца националистически настроенного дворянства и финансовых элит своей родины. Отныне для него были открыты все пути к вершинам славы, богатства и высокого общественного положения.

"Фридрихс грахт в лунном свете"
"Фридрихс грахт в лунном свете"
"Церковь св. Петра и Павла в Штригау"
"Церковь св. Петра и Павла в Штригау"
Вдохновенный певец «германской особости» даже стал действительным тайным советником и почётным членом Академии искусств, и даже — беспрецедентно для художника! — стал обладателем личного знака "Чёрного орла", символизирующего дворянство.

Однако, остался холоден к чинам и регалиям и продолжил творить, всё более вдохновляясь уже не прошлым, но настоящим моментом в жизни своей страны.

"В пивной на воздухе", холст, масло, Национальная галерея
"В пивной на воздухе", холст, масло, Национальная галерея
"Дорожные планы", холст, масло
"Дорожные планы", холст, масло

Особые выразительные приемы, необыкновенная прозорливость и высокое искусство делиться со зрителем смысловыми нюансами и изящными культурно-историческими отсылками обессмертили его имя. В поздние периоды творчества его, как человека, остро ощущавшего дух времени и движения социума, стали занимать изображения простых горожан и буржуазии.

"Раздумья"
"Раздумья"

Маэстро окончательно отказался от элементов импрессионизма в своих работах, но от этого «магия» его гравюр и картин лишь усилилась. Ведь назвать умение создать импрессию посредством нарочито реалистичных композиций; акцентировать торжественность достоверностью; задрапировать внутреннюю энергию и динамику картины задумчивыми полутонами — иначе как волшебством, мы попросту не можем.

-19