Удивительный факт, но на исходе второго десятилетия XXI века, в "запасниках" РЖД еще сохранились действующие законсервированные паровозы возрастом в 70 лет.
А ведь еще несколько десятилетий назад таких баз стратегического резерва у МПС было несколько десятков по всей стране. И каждая железная дорога имела как минимум одно, а то и несколько таких мест хранения локомотивов на паровой тяге.
Сейчас же единственное такое хранилище осталось в глухих лесах Смоленской области под Рославлем. Нет, есть конечно, еще похожая база запаса на станции Шумятино в Пермском крае, но там уже металлолом, место которому на свалке.
И несколько депо в которых паровозы эксплуатируются в качестве локомотивов на ретро-поездах, но это другая история.
Если вернуться немного в историю, то выпуск паровозов в СССР свернули к только к концу 1950-х годов, после XX - съезда КПСС на котором было принято решение о широком внедрении тепловозов и электровозов и прекращении строительства паровозов.
Эксплуатация паровозов на железных дорогах страны продолжалась до конца 1960-х годов, а после этого по мере вывода из эксплуатации, часть локомотивов направлялась на базы стратегического резерва, где они проходили глубокую консервацию и техническое обслуживание
До распада СССР такие базы стратегического резерва были раскиданы по всей стране неспроста. Большая часть паровозов на таких базах числилась за Ракетными Войсками Стратегического Назначения(РВСН). Но начиная с 1991 года паровозы массово начали отправляться на утилизацию.
По состоянию на 2019 год на базе под Рославлем сохранилось не более 40 локомотивов. Часть из них периодически забирают в музеи на реставрацию, а часть, увы, утилизируют.
Одновременно с этим сюда иногда буксируют наиболее сохранившиеся паровозы со всей страны. Вот и в апреля этого года с Дальнего Востока на базу запаса пришло 5 паровозов. Машинисты, которые сопровождали эти локомотивы были в пути более месяца, а жили в тендере паровоза.
Для чего сохраняли паровозы в таком количестве для нужд Министерства Обороны? Непростой вопрос, который не имеет однозначного ответа. Дело в том, что Боевые железнодорожные ракетные комплексы (БЖРК) РВСН базировались исключительно составах с локомотивами - тепловозами.
Можно предположить, что паровозы должны были в случае военных действий выполнять функции тылового обеспечения, но с каждым годом, несмотря на консервацию, состояние паровозов постепенно ухудшалось. Не лучше обстояли дела и с кадрами - сейчас машинистов паровозов почти не осталось, как и оснасток для проведения полного капитального технического обслуживания в депо.
Но вернемся на базу запаса в Рославль и пройдемся с виртуальной экскурсией по главным героям этого репортажа.
Учитывая, что база запаса принадлежит РЖД, то она находится под круглосуточной охраной и видеонаблюдением. Кроме паровозов здесь находятся тепловозы и электровозы резерва. Но о них я расскажу в следующем репортаже.
Но при этом никто не запрещает смотреть на локомотивы из-за импровизированной ограды из "колючей проволки". Хотя, как говорит охрана, РЖД планирует установить вокруг базы забор, аналогичный тому как на базе запаса в Ермолино.
Наибольшее количество сохранившихся паровозов - это легендарные "Лебедянки" серии Л и ЛВ. Самый массовый магистральный паровоз на советской железной дороге, который был разработан на Коломенском паровозостроительном заводе в 1944 году.
Эта серия паровозов выпускалась с 1945 по 1956 год как на Коломенском заводе, так и на Ворошиловградском, который впоследствии стал Луганским тепловозостроительным заводом.За 11 лет производства было выпущено более 4700 паровозов - фантастические цифры для того времени.
А еще, серия "ЛВ" оказалась самым мощным паровозом в истории паровозостроения. Его КПД достигало почти 9,3%, а мощность в 3800 л.с., что превышало даже показатели тепловоза ТЭ-3, который пришел на замену тяжелым грузовым паровозам.
Если говорить про состояние паровозов, то внешне они выглядят довольно достойно. Работники Смоленского депо по - регламенту раз в три года проводят окраску и смазку некоторых элементов. Шатуны с колесных пар сняты и находятся в тендерах, остекление оптики и кабины закрыто фанерными листами.
Но чудес не бывает и самостоятельно эти "исполины" без капитального ремонта с заменой подшипников не проедут и несколько километров.
Именно поэтому, прежде, чем использовать паровоз в качестве ретро-локомотива, его забирают на полный капитальный ремонт и восстановление в то же депо "Подмосковная".
За последние несколько лет отсюда забрали несколько локомотивов в музеи и для ретро-поездов, так что для них началась новая жизнь.
И здесь, есть с чем сравнить. Несколько месяцев назад мне удалось наблюдать абсолютно рабочий японский локомотив в Иордании.
Подробнее об этом я писал в одном из своих репортажей:
Забытая железнодорожная станция в пустыне на Ближнем Востоке?
Но кроме легендарной серии "Л", здесь сохранился и трофейный немецкий локомотив ТЭ (тип 52) или оригинальное название BR 52.
Состояние этого локомотива удивляет. Пожалуй, один из наиболее сохранившихся экземпляров. После окончания ВОВ более 2000 паровозов этой серии были получены от Германии в качестве трофеев и репарации, и успешно эксплуатировались до момента массового списания локомотивов на паровой тяге в 1970х годах.
И хотел бы рассказать про еще один интересный паровоз, обнаруженный на базе запаса - венгерский паровоз MAVAG. Во время ВОВ завод работал в интересах Третьего Рейха, а после окончания войны он производил по заказу СССР известные многим дизель-поезда Д и Д1
Остается лишь добавить, что к сожалению, на всех паровозах демонтированы гербы с "звезд" на фронтальной части локомотива. Говорят, что в 90-х годах местные начальники подразделений МПС снимали их себе на сувениры. А жаль, без этого элемента исполины смотрятся немного грустно.
Если статья вам понравилась, делитесь в социальных сетях и ставьте лайки - так вы поможете каналу в развитии.
Другие мои статьи на тему железных дорог и авиации:
Зачем израильтяне уничтожили железную дорогу на Ближнем Востоке?
Заброшенная метеостанция в глухой тайге
Аэропорт-призрак Ижма. Символ малой авиации России
Подписаться на канал можно здесь.
Также у меня есть канал в instagram и youtube.com