На скамейке в безмятежном солнечном парке сидит девушка. Белоснежный воротничок, синие юбка и галстук – в тон глазам. На лице – ровным счетом никакого выражения, единственная тень, которую можно на нем разглядеть, – от шляпки. В позе нет напряжения: плечи расправлены, наклон головы и положение рук говорят о спокойствии и уверенности. У девушки здоровый цвет лица и вполне атлетическая конституция – она явно хорошо питается. Если бы не название, было бы непросто догадаться, что девушка – безработная. Впрочем, даже зная название, трудно заподозрить, что отсутствие работы хоть сколько-нибудь беспокоит героиню картины.
Очевидно, в планы Казимира Малевича не входило ни живописать частную карьерную драму, ни изображать такие социальные недуги, как тунеядство и безработица. Девушка понадобилась ему для других целей – с ее помощью он рассчитывал подправить задним числом свою творческую биографию.
Сам Малевич датировал эту работу 1904-м. Однако большинство экспертов сходится во мнении, что «Девушка» была написана намного позднее – непосредственно для персональной выставки, которая открылась в Третьяковке в 1929 году.
Малевич постарался как следует запутать следы. Он не только указал другой год на холсте. Он – вот ведь хитрец – еще и выбрал «исчезающую натуру». В 1930-м закроется последняя московская биржа труда – СССР объявит себя первой в мире страной, победившей безработицу. Еще через четыре года картины Малевича будут экспонироваться на выставке «Женщина в социалистическом строительстве». Уже в 29-м «Безработная девушка» казалась архаикой, сюжетом из прошлой эпохи.
Обмануть всех Малевичу все же не удалось. Сравнив несколько импрессионистских работ Казимира Севериновича (его роман с импрессионизмом начался в начале века), искусствоведы пришли к выводу, что некоторые из них написаны определенно более опытной и уверенной рукой, чем другие. Их создал зрелый Малевич, Малевич который «прошел» множество живописных направлений, Малевич, который уже сочинил супрематизм, художник, чья выставка в Третьяковской галерее была приурочена к 30-летнему юбилею его творческой деятельности.
Зачем Малевичу понадобилось ломать хронологию? Некоторые исследователи полагают, что для выставки в Третьяковке художник восстановил по памяти свои ранние работы, которые оставил на хранение в Берлине. И датировал эти авторские повторения годами создания оригиналов. Малевич чуял недоброе и не надеялся когда-нибудь увидеть их снова. К картинам, которые хранил германский архитектор Гуго Херинг, он приложил записку-волеизъявление: «В случае моей смерти или безвыходного тюремного заключения…». Вскоре после открытия выставки в Москве его и в самом деле арестуют как германского шпиона.
Впрочем, куда вероятнее, что Малевич – виртуоз автопиара – хотел представить свой творческий путь в виде постоянного движения вперед. Импрессионизм он видел промежуточным звеном, венцом эволюции считал беспредметное, «ноль форм». Первым делом для него был супрематизм, ну а девушки – с работой или без нее – потом.
Однако эго не позволяло Казимиру Севериновичу оставить этот творческий этап таким, каким он был. Пусть «прошлое дело», пусть мимолетная интрижка. Малевичу было важно доказать, что он не только перерос импрессионизм, но и стал в нем «чемпионом мира». И он с очевидным упоением писал девушек в шляпках.
Как и полагается всякому гению, Малевич был на короткой ноге с парадоксами. Самые удачные свои импрессионистские картины он создал, пытаясь от импрессионизма откреститься.
artchive.ru