Синдром чистого листа (долговременная неспособность приступить к написанию текста) знаком даже опытным авторам. Не меньшая беда – когда нет сил закончить работу, поставить финальную точку. Сколько гениальных задумок не воплотилось потому, что автор так и не смог либо начать, либо дописать статью. Часто случается сей казус с фрилансерами. Ведь копирайтеры поставлены в жёсткие рамки заданий и должностных инструкций. Поэтому наши советы – в первую очередь, для пишущих дома.
Приступая к работе над текстом, надо в точности представлять, о чём будет повествование. Выбрав тему, сформулируйте главный вопрос, на который читатель ждёт ответ. Далее определяются с жанром и манерой изложения. Какой стиль лучше других подойдёт к выбранной теме? Строгий, академический, основывающийся на бесстрастных фактах? Или эмоциональный, основанный на экспрессивных суждениях? Что это будет, лонгрид, маленькое эссе или, быть может, интервью со сведущим человеком?
Следующий шаг – подумать о том, нужны ли герои (или эксперты) для будущей публикации. Как лучше, самостоятельно раскрыть тему или пусть это сделают другие люди — профессионалы в этой отрасли? Экспертность, конечно, повышает доверие к тексту, но и злоупотреблять именами, цитатами, комментариями тоже не стоит.
Наконец, важно знать целевую аудиторию (кому адресуется текст). Лучше писать сразу под конкретное издание, сайт или блог. В таком случае не только отчётливо представляется аудитория, но и формат, предпочтительный жанр и стилистика текста. А это облегчает творческий процесс.
Как же начать?
Первый совет: не пытайтесь создать шедевр, не настраивайте себя на это.
Расслабиться – лучший вариант старта для творческой работы. Текст вовсе не обязан быть совершенством; большинство авторов не гении, а обыкновенные, прилежные «работники пера».
Вдохновение.
Забудьте это слово. Состояние, когда некий голос свыше диктует гениальные фразы, – либо вымысел, либо психическое отклонение. Как правило, создание текстов – рутинный процесс. Вот и приступайте к работе, не ожидая озарений свыше.
Первая фраза – очень важный психологический фактор. После неё, часто как раз и появляются азарт, увлечённость работой. Поэтому напишите хотя бы одно, первое предложение. Пусть это будет «неотшлифованная», только что пришедшая в голову мысль, любая ассоциация, связанная с темой. Не так уж важно, каким получится первый абзац. Если работа над текстом пойдёт как по маслу, то в процессе осенит, каким будет вступление и вы за считаные минуты его перепишите. Бывает в конце работы первый абзац удаляют, потому что последующий окажется удачнее, точнее и эффектнее.
А вот с заглавием спешить не нужно. Конечно, если есть варианты, их стоит записать (вдруг забудутся). Но лучше придумывать и заголовок, и лид уже к готовому тексту. Опытные люди уверяют: поспешно сформулированное название навязывает ложное развитие сюжета или неподходящий стиль изложения.
План статьи
Не поверите, но часто авторы, приступая к работе, обходятся без чётко выписанного плана. Некая схема текста, конечно, существует, но только в голове. Более того, проект меняется в процессе работы. Глава, изначально казавшаяся необходимой, изымается, другая прибавляется. То есть, ничего страшного, если нет отчётливого плана будущей статьи.
Часто сначала пишут всё, что думают, а уж затем структурируют текст. Не стоит принуждать себя писать последовательно, гладко, чтобы каждое суждение вытекало из предыдущего. Просто фиксируйте мысли. Расставить идеи по местам, связать между собой, выстроить логическую цепочку можно и потом, на другом этапе. Многие популярные литераторы, журналисты, копирайтеры пишут именно так, не с первой попытки.
Как продолжить?
И такое случается: после успешного старта, процесс застопорился. Дело житейское, распространённое, и вовсе не значит, что на работе ставится крест.
Попробуйте понять причину, по которой забуксовали. Если дело в банальной усталости, переключитесь на другое занятие: погуляйте с собакой, сделайте уборку, приготовьте и съешьте обед.
Важный секрет: не пялиться в открытую страницу, не пытаться дописать, переписать… А действительно отвлечься: именно тогда и мысли, и подъём появятся сами.
Хороший способ разблокировать творческую энергию – поговорить с людьми на тему предстоящей публикации. Речь не об экспертах, пусть собеседником будет родственник, сосед или первый встречный.
А ещё советуем погуглить, чтобы узнать, что пишут на «вашу» тему другие. Новые мысли, идеи и взгляд со стороны стимулируют дальнейшую работу над текстом.
Как закончить?
Трудоголизм – вовсе не то, чем стоит гордиться. Собственно, как и какой бы то ни было зависимостью. Скучно, трудно, не хочется – не пишите. Но, отдохнув, перечитайте текст: возможно, уже сказано всё, что требуется, и дан ответ на главный вопрос. В таком случае стоит закругляться.
Профессионалы знают: придумать удачное завершение статьи иногда трудней, чем начало. Используют три универсальных способа закончить авторский текст.
- Первый – сделать вывод из написанного, подвести краткое резюме.
- Второй – дать практический совет или призвать читателя к действию.
- И третий – завершить работу риторическим вопросом, который подтолкнёт аудиторию к дальнейшим раздумьям над темой.
Впрочем, результативнее четвёртый способ: оставить текст на время без концовки. Отдохнуть, абстрагироваться, а затем перечитать себя чужим, свежим взглядом. В итоге отдохнувшее сознание непременно выдаст тот недостающий, завершающий аккорд.
И последнее. Недовольство собственным текстом – это нормально. Даже статья, вызывающая восторг у заказчика, не кажется замечательной сразу же после завершения. Возможно, позже поймёте, что недооцениваете собственные тексты и способности.
Оригинал статьи размещён здесь: https://allzarabotok.ru/content/творческий-ступор-как-начать-и-закончить-текст