Микеланджело Караваджо - итальянский художник, творивший на рубеже 16-17 века, ставший основателем реализма в живописи, один из крупнейших представителей барочного стиля и реформатор европейской живописи. Настоящий мастер светотени.
Без Караваджо не было бы Риберы, Вермеера, Жоржа де Латура или Рембрандта. И Делакруа, Курбе и Мане писали бы по-другому.
Роберто Лонги, итальянский искусствовед.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ БИОГРАФИИ.
Микеланджело Меризи да Караваджо родился 29 сентября 1571 года в городе Милан, Миланского герцогства, есть также версия, что он был рожден в городке Караваджо, откуда родом была его мать.
Когда мальчику было пять лет его отец и дед умерли от чумы, и мать с детьми переехала в Караваджо. Позже (по обычаю того времени) к нему приклеится прозвище - Караваджо, под которым он и войдёт в историю.
Микеланджело имел склочный характер, часто влезал в драки, после одной из таких, в которой умер человек, он был вынужден сбежать в Рим. В течении жизни он постоянно участвовал в различных драках и скандалах, имел карточные долги, сидел в тюрьме.
До того как сбежать в Рим, Микеланджело в Милане поступил в мастерскую Петерцано, который был в свою очередь учеником Тициана, но картины тех времен не дошли до наших дней.
Уже живя в Риме, Караваджо поступил на службу к другому мастеру - Чезари д' Арпино, где он знакомится с многими художниками и меценатами. Свои первые работы он пишет под влиянием Тициана, да Винчи, Джорджоне, Беллини.
Именно руки Караваджо принадлежит первый в истории итальянской живописи натюрморт "Корзина с фруктами", написанный в 1596 году.
Его полотна на библейскую тематику принесли настоящую славу художнику. На них Караваджо удалось сделать классические библейские сюжеты житейскими и живыми.
Говорят, что для своих картин он использовал в качестве моделей бродяг и женщин лёгкого поведения, чем несомненно повергал всех в шок. Один раз даже заставил провести эксгумацию свежезахороненного трупа, а моделям, отказывающими позировать в таком интересном "обществе", пригрозил ножом.
У Караваджо всегда были известные покровители и заказчики, но из-за разгульной жизни, драк, скандалов, содержания под стражей, а под конец и обвинения в убийстве в одной из драк, папа Павел V в 1606 году объявил художника "вне закона".
ШЕДЕВРЫ КИСТИ КАРАВАДЖО.
В своей живописи Караваджо стремился отойти от устоявшихся канонов, писать сюжеты картин реалистично. Герои его полотен живые, наделённые настоящими эмоциями. Его картины полны жизненной энергией, драматизма и глубокого психологизма, а его искусство оказало огромное влияние на многих художников, таких как Рембрандт, Веласкес, Рибера, Рубенса и других. Интересно, что Караваджо не делал наброски своих картин, а писал их сразу же на холсте, по-крайней мере, до сих пор не найдены никакие эскизы.
"Шулера".
Написание этой картины стало поворотным событием в жизни художника, после того как он покинул мастерскую Д. Чезаре, где рисовал в основном натюрморты и отдельные части картины. На картине изображено, как шулер со своим помощником пытаются обмануть богатого юношу. Картина имела большой успех из-за смеси в ней венецианской изящности и жестокого реализма.
"Положение во гроб".
Настоящий шедевр, и пожалуй, самая известная картина кисти великого художника. После своего написания, картина была отвергнута церковью. На ней канонические святые изображены с простыми человеческими эмоциями в своём великом горе. Существует мнение, что в образе Никодима, художник изобразил другого Микеланджело - Буонаротти. Изображение копировали многие художники, например, такие как Рубенс и Сезанн.
"Давид с головой Голиафа"
Третья картина художника на эту тему. В основу сюжета легла история борьбы героя Давида с Голиафом. Картина отличается тем, что на ней Давид изображён, сопереживающим Голиафу. В образе поверженного Голиафа, Караваджо изобразил себя, есть мнение, что тем самым пересматривая свою бурную жизнь.
СМЕРТЬ ВЕЛИКОГО ГЕНИЯ.
Одно из последних его тюремных заключений было в 1607 году на Мальте, где его посадили в каменный мешок, и из которого он каким-то чудом сбежал.
Тем временем в Риме кардинал Гонзага просит папу о помиловании художника, узнав об этом, Караваджо, ожидая помилования, перебирается поближе к Риму.
Великий художник скончался 18 июля 1610 года в возрасте 38 лет, как считалось от сифилиса, но проделанные исследования ученых уже в наше время, говорят, что причиной его смерти стал стафилококк.
В любом случае, после его смерти через несколько дней 31 июля папа Павел V издал указ о помиловании Караваджо.
Как ему удавалось совмещать разгульный образ жизни и написание шедевров на библейские и античные темы, остаётся загадкой. Но мир искусства был бы бледен и беден без его великих полотен, полных жизни, настоящих человеческих эмоций, игры света и тени.
Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал, это стимулирует писать дальше. Делитесь своим мнением в комментариях о Караваджо и его полотнах.
Читайте также:
О Леонардо да Винчи - гениальном и "универсальном" человеке.
Топ удивительных фактов о Милане.
О Тициане. Великом художнике.