Война – ужасное и самое страшное событие, которое только может произойти в истории любого народа. Не для кого, не секрет, что за надуманной психологической причиной войны прячется чья-то экономическая выгода.
Война – самое глупое и жестокое существо. Так, два талантливейших народа (немцы и русские) были призваны воевать друг против друга, истреблять, не понимая, что, может быть, они убьют человека, который мог бы стать замечательным учёным, врачом, художником, писателем или музыкантом. Люди превращались в цифры, в мясо, которое должно было принести кому-то много «драгоценных» деньжат.
Ни для кого не секрет, что именно столкновение русских и немцев, как представителей сильнейших держав, принесло огромный экономический подъём США, и (уже после второй мировой войны) сделал доллар мировой валютой.
Но сегодня мы поговорим о первой мировой войне. О немце, который был её участником.
Произведения о первой мировой войне получили название «Литература потерянного поколения», где война является повседневностью для молодых людей, потерявших своё место в обществе. Эрих Мария Ремарк (Эрих Пауль Ремарк) являлся участником первой мировой войны. Был тяжело ранен осколками гранаты. В 1929 году он выпускает роман «На западном фронте без перемен», который принёс ему большую известность. Позже, в 1933 году, книга, описывающая всю военную грязь, показалась нацистам «низкого эстетического качества» и «оскорблением чувств ветеранов». Она была запрещена.
В эпиграфе к роману Ремарк пишет:
«Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов»
Но роман всё же был и исповедью и обвинением.
Отравленные шовинистской пропагандой, молодые парни, окончившие школу, были отправлены на фронт по рекомендации классного наставника. Его звали Канторек, он говорил о долге и о светлом будущем. Война в его речах представлялась выпускникам как нечто красивое и героическое.
Цитата:
«Ведь Кантореков были тысячи, и все они были убеждены, что таким образом они творят благое дело, не очень утруждая при этом себя».
Молодые люди наивно полагали, что этот человек укажет им путь и станет их наставником. Но ужасы войны оказались гораздо страшнее, чем в словах Конторека.
Цитата:
«Они все еще писали статьи и произносили речи, а мы уже видели лазареты и умирающих; они все еще твердили, что нет ничего выше, чем служение государству, а мы уже знали, что страх смерти сильнее».
Четверо одноклассников попали в одну роту. Роман напоминает личный дневник, в котором военные действия переплетаются с воспоминаниями о мирных днях. Реальности войны просто шокирует как самого героя, так поражают читателя своим натуралистическим описанием. Грязь, кровь, вши, смерть, голод - всё это неотъемлемая часть военных действий. Писатель превозносит и противопоставляет войне гармоничный мир природы, но даже её человек затрагивает своими распрями.
Цитата:
«Я еще никогда не слыхал, чтобы лошади кричали, и мне что-то не верится. Это стонет сам многострадальный мир, в этих стонах слышатся все муки живой плоти, жгучая, ужасающая боль. Мы побледнели».
После убийства француза Пауль рассуждает:
«Но раньше ты был для меня лишь отвлеченным понятием, комбинацией идей, жившей в моем мозгу и подсказавшей мне мое решение. Вот эту-то комбинацию я и убил. Теперь только я вижу, что ты такой же человек, как и я».
«Ах, если б нам почаще говорили, что вы такие же несчастные маленькие люди, как и мы, что вашим матерям так же страшно за своих сыновей, как и нашим, и что мы с вами одинаково боимся смерти, одинаково умираем и одинаково страдаем от боли!»
О русских главный герой рассуждает так:
«Чей-то приказ превратил эти безмолвные фигуры в наших врагов; другой приказ мог бы превратить их в наших друзей. Какие-то люди, которых никто из нас не знает, сели где-то за стол и подписали документ, и вот в течение нескольких лет мы видим нашу высшую цель в том, что род человеческий обычно клеймит презрением и за что он карает самой тяжкой карой. Кто же из нас сумел бы теперь увидеть врагов в этих смирных людях с их детскими лицами и с бородами апостолов? Каждый унтер по отношению к своим новобранцам, каждый классный наставник по отношению к своим ученикам является гораздо более худшим врагом, чем они по отношению к нам. И все же, если бы они были сейчас на свободе, мы снова стали бы стрелять в них, а они в нас».
«Я теперь знаю нескольких пленных, которые довольно хорошо говорят по-немецки. Один из них — музыкант, он рассказывает, что был когда-то скрипачом в Берлине. Услыхав, что я немного играю на рояле, он достает свою скрипку и начинает играть. Остальные садятся и прислоняются спиной к ограде».
«Должно быть, он играет народные песни; его товарищи тихо, без слов подтягивают ему. Они — как темные холмы, поющие подземным нутряным басом».
Все одноклассники погибли. Последним из них был рассказчик - Пауль Бойер. Он был убит именно в тот день, когда на западном фронте было «без перемен». Таковыми были военные сводки, и жизнь молодого парня для них ничего не значила.
Писатель говорит о том, что такие люди останутся надломленными на всю жизнь. Они вряд ли хорошо сориентируются в обществе, вряд ли будут полны энтузиазма, новых идей и жизненной энергии. В своём романе писатель подчёркивает, что политика ужасна и ей нет дела до мирной жизни людей, ей нет дела до судьбы каждого человека.
Книга затрагивает самые тонкие струны человеческой души и показывает нам жестокую правду.
А что вы думаете о данном произведении?
Полный текст книги вы можете прочитать перейдя по ссылке.
Спасибо за просмотр. Ставьте «палец вверх». Подписывайтесь на мой канал.