Найти в Дзене
Ирина Кошелева

Развитие инициативы детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Одним из важнейших компонентов стандарта дошкольного образования для ребенка является инициативность. Современному обществу нужны инициативные молодые люди, способные найти «себя» и своё место в жизни, способные к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Не случайно в данное время для современных образовательных учреждений характерен активный поиск новых форм работы с детьми.

Не секрет, что инициативный ребёнок успешен во всём. Он умеет находить занятие, соответствующее собственному желанию; включаться в разговор, предлагать интересное дело. В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью. Как известно, это качество может проявиться и формироваться лишь в деятельности. А именно продуктивная деятельность в детском саду отвечает потребностям и интересам детей. Этот вид деятельности даёт большие возможности для всестороннего развития личности дошкольника и является формой практической деятельности, поскольку в результате такой деятельности появляется определённый продукт.

В продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Давая характеристику дошкольному возрасту, Б. Эльконин определил продуктивную деятельность в разных видах как одну из форм реализации и развития инициативности ребёнка - дошкольника.

Понятие «продуктивной деятельности» охватывает целый ряд конкретных видов активной деятельности - рисование, лепку, аппликацию, конструирование. Реализуя свои замыслы, достигая определенного результата, у ребенка развивается мышление, формируются такие важные качества, как активность, самостоятельность с помощью которых ребёнок может утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами. Как отмечает Г.С Комарова, в процессе изобразительной деятельности ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получилось. Но самое главное - создавая изображение, ребенок приобретает разнообразные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно и самостоятельно их использовать. При правильно организованной деятельности ребёнка в дошкольном учреждении будет развиваться его инициативность.

Для этого, прежде всего, нужна развивающая среда. Мы рассматриваем её как особое пространство, в котором ребенок ставит собственные цели, выбирает средства и способы её достижения, делает собственные умозаключения, личные открытия.

Детям в нашей группе предоставлены все возможные предметы для продуктивной деятельности. Центр творчества мы организовали с учетом индивидуальных потребностей каждого ребенка. Это - цветные карандаши и фломастеры, акварель и гуашь, цветные и восковые мелки, а также разнообразные печатки, ватные палочки, трафареты, кисти, заостренные папочки, разнообразные пластичные материалы, разные виды бумаги, ткани, другие всевозможные инструменты для исследования свойств художественных материалов. Доступность и свобода выбора здесь дает возможность каждому желающему экспериментировать, исследовать цвет, его свойства, пробовать новые техники и материалы, открывать для себя что-то новое.

Такая среда привлекает детей, дает им творческую энергию. Они начинают проявлять инициативу и самостоятельность вначале в выборе материалов, становятся активными в наблюдение, продумывании содержания, использовании разнообразных средств художественной выразительности, затем появляется желание сделать работу своими руками.

Не менее важно для развития инициативности давать детям возможность по-новому взглянуть на знакомые ситуации, попытаться вначале вместе с ними найти нестандартные решения. И пусть вначале эта форма активности будет инициирована педагогом, но в конечном итоге реализуется она ребёнком, а его результат (продукт) является важным достижением дошкольника. В этом случае он стал и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником. Это дало возможность ощутить свою значимость в процессе этой деятельности и почувствовать себя автором своих действий. Сначала с помощью взрослого, а потом и самостоятельно ребенок устанавливает и осознает связь между конечным результатом и собственным участием в процессе его получения. В ходе такого сотрудничества накапливается опыт собственного поведения. Ребёнок учится вначале анализировать совместно с взрослым, а затем и самостоятельно, постепенно подходя к осознанию того, что получение желаемого результата зависит и от него самого, от его желания, умения и приложенных усилий. То есть, развитие детской инициативности возможно при условии сотрудничества педагога с детьми.

Следует отметить, что педагогическое общение должно
быть основано на принципах понимания, терпимости и уважения. Только доброжелательное отношение поможет развить эту ценную черту личности ребёнка - дошкольника.

Далее возникающая по желанию самого ребенка продуктивная деятельность, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его инициативы, активности, интереса к художественной деятельности. В самостоятельной изобразительной деятельности дети, как правило, действуют индивидуально. Но иногда они объединяются по интересам, действуют коллективно. Известно, что коллективное творчество обогащает детей. По своей собственной инициативе дети проявляют себя в различных видах художественно-творческой деятельности. Важно то, что проходит это без непосредственного участия и помощи взрослого. Те художественные интересы, сформированные с помощью взрослого, накопившиеся впечатления, желание закрепить то, что не до конца усвоено - все это способствует проявлению самостоятельности в создании продукта собственной деятельности. Поэтому так важно обеспечить в группе условия для самостоятельной деятельности детей в свободное время, где каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого. Работы, которые дети выполняют в свободное время, позволяют педагогу определить характер проявления самостоятельности детей, их предпочтения, склонности, пути активизации детей, создание условий, обогащения предметно-развивающей среды, а также эффективные приемы руководства данной деятельностью и условия ее организации.

Итак, мною были рассмотрены несколько основных условий, необходимых для формирования инициативы дошкольников в продуктивной деятельности. Подводя итог, хочется отметить, что организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, даёт возможность в условиях грамотно организованной развивающей среды реализовать своё право на свободу выбора деятельности. Именно в детском возрасте происходит формирование характера человека, приобретаются основные умения и навыки, формируется личность. Работая с дошкольником, важно сделать
все необходимое для того, чтобы дети научились мыслить, анализировать, а значит, быть инициативными.