С чего бы нам начать? А вот хотя бы с этого эпичного фильма, уже ставшего классикой. Вышел он аж в 2004 году. Дорогой, зрелищный, с отличным актерским составом. Снимал его немец Вольфганг Петерсен, наиболее известный в России такими фильмами как "Эпидемия" 1995, "Самолет президента" 1997, "Идеальный шторм" 2000, "Посейдон" 2006. Прямо скажем - предыдущие успехи Петерсона были не ахти. И из всех его проектов "Троя" стала самым дорогим, самым известным и самым лучшим, а зрителю фильм полюбился в большей степени потому, что главную роль в нем исполнил тогда еще относительно молодой Бред Питт, которому на момент выхода фильма был 41 год.
Что и говорить, старина Питт в фильме предстает нам в образе сексапильного няшечки. Эрик Бана, его противник, тоже хорош, как и Орландо Блум, в то время совсем еще юный, да и Диана Крюгер чудо, как хороша, и эти образы затмили всю ту хренову тучу ошибок, неточностей и искажений, которыми фильм просто нашпигован.
Этот фильм, конечно, нельзя рассматривать как экранизированный учебник истории, потому что гомеровская версия настолько сильно отличается от показанного Петерсеном, что можно сказать, что общего у них только персонажи. Достаточно того, что Елена, прожив 20 лет в Трое, уже после войны вернулась таки к законному мужу Менелаю, с которым прожила долго и счастливо, а Троянская война длилась целых 10 лет, а по некоторым сведениям все 20 - Троя, действительно, была неприступна, авторы же фильма показали нам демо-версию Троянской войны - они втиснули все боевые действия в пару месяцев, от чего ушла покурить в тенечке вся драматичность события, а поход на Трою превратился в увеселительную прогулку.
Персонажи фильма то и дело выходят за рамки стилистики и общаются то на обычном человеческом языке, то переходят на пафосный псевдогреческий стиль, от чего зрителя, чувствительного к красоте слова, постигает когнитивный диссонанс.
Доподлинно известно, что греки предпочитали сражаться в чем мать родила, ведь в условиях жаркого климата, надень они на себя металлические доспехи, через полчаса мы имели бы кучку греков гриль. Но в фильме они экипированы как японские самураи, а под доспехами можно заметить самые обычные трикотажные труселя, как, например, в этом кадре. Сдается мне, соблюди Петерсен историческую точность, фильм ждал бы еще более оглушительный успех. Но что поделать - не трясти же Бреду Питту причиндалами на весь белый с вет.
Позднее, в сцене, когда спартанцы одержали первую победу на берегу Трои, Ахиллес приветствует воинов спарты. И что мы тут видим? Серенькую маечку, выглядывающую из-под доспехов.
Понять актеров, конечно, можно - наверняка доспехи натирали, а на солнце еще и раскалялись, так что маечки и трусики вполне оправданы. Идем дальше.
Спарта была небольшим городом посреди полуострова.
Но в фильме это портовый город:
На пиру в четь заключения мира между Троей и Спартой среди гостей, сидящих за столом, обратите внимание вот на эту фигуру:
Это православный монах в клобуке (цилиндрический головной убор) с наметкой (черное покрывало). Вот так это выглядит в реальности:
На минуточку - православие придет в Грецию только спустя почти полторы тысячи лет, а такую форму клобук обретет веку так к XVIII. Вот здесь можете полюбоваться как следует.
А когда троянские царевичи возвращаются домой, их встречают три православных епископа:
Для сравнения:
Перед тем, как отправится в поход на Трою, Ахиллес приходит к своей матери, богине Фетиде. Этот поступок, нехарактерный для крутого воина, выдает в нем не особо уверенного в себе человека, которому требуется одобрение мамы. Однако в этом нет ничего удивительного, если знать, что Ахиллесу на момент начала войны было всего 15 лет. Только вот Бред Питт не тянет на подростка, поэтому этот пассаж выглядит странновато.
Троянские корабли подходят к берегам Трои в шахматном порядке:
При таком расположении они попросту врежутся друг в друга, но цифровики не стали заморачиваться и пошли по наиболее простому пути.
Над колесницей Париса и Елены установлен самый обычный зонтик в стиле 20-х годов ХХ века. Елена, кстати, была дама невоздержанная в сексуальном плане и ее кто только не отымел из древнегреческих мифологических и исторических персонажей.
Гектор обнимается с отцом. Обратите внимание на побрякушки в его волосах.
Спустя минуту он подходит к жене. Одна побрякушка исчезла. Упала. наверное.
Буквально через две минуты, после того, как царевичи с Еленой вошли во дворец, начинает бить колокол, возвещая о прибытии спартанских кораблей. По сюжету фильма выходит, что они настигли троянцев фактически мгновенно. Вот это скорость!
Как только раздается звук колокола, на базаре начинается паника - народ в страхе разбегается. Оно и понятно, но - посмотрите на кадр ниже: что это?
На переднем плане мужик спешно уводит с рынка двух лам. А ничего что ламы это эндемичные животные Южной Америки и на европейском континенте они появятся спустя аж три тысячи лет после Троянской войны?
Ахиллес называет Патрокла братом и всячески его опекает. Однако что-то нам подсказывает, что дело тут вовсе не в братской любви, а в несколько иной. Злые языки утверждают, что Патрокл был любовником Ахиллеса, во что, в общем-то, охотно верится, ведь в те времена греки не считали зазорным иметь связи с представителями своего же пола, а вот секс с женщинами почитали за слабость духа. Взгляните на роспись вазы. Ахиллес заботливо бинтует ручку Патроклу, а тот отвернулся, чтобы не грохнуться в обморок от вида крови. Хорош вояка, сказать нечего.
Ахиллес и Патрокл тренируются среди каменных развалин. Но если Действие фильма происходит во времена Троянской войны, а это рубеж XIII—XII веков до н. э., то возникает вопрос: сколько же лет этим постройкам и кто их возвел?
Храм бога Аполлона. Аполлон это греко-римское божество, но взгляните на архитектуру храма, на его каменные статуи, ничего они вам не напоминают?
Да конечно, напоминают и еще как! Вот же они, родимые:
Это статуи египетских фараонов. А вот откуда они взялись в Трое - эту загадку еще предстоит разгадать британским ученым. Да и сама золотая статуя тоже не греческая, а, скорее, ассирийская:
Бред Питт, то есть Ахиллес, после боя с троянцами - как спела бы Пугачева - чист, как только что из ванны.
Однако в шатер спустя пять минут он входит уже с кровоподтеками и грязными пятнами на лице.
В финале эпичного боя Ахиллеса с Гектором после получения последнего смертельного удара видно, что, когда Гектор падает, его руки опущены и правая рука никак не могла оказаться у него под головой, голова же запрокинута назад.
Однако при смене кадра рука оказывается у него под головой, голова наклонена вперед - просто Эрику Бане надо было продолжительное время лежать неподвижно, а так лежать гораздо удобнее и проще.
Ахиллес увозит тело Гектора, привязав его к колеснице. На скрине хорошо видно, что правая лошадь гнедая (коричневая), а левая вороная (черная).
Однако по прибытии в лагерь правая лошадь меняет окрас и тоже становится вороной:
Да и копье из груди Гектора тоже больше не торчит. Такие вот чудеса.
Приам приходит к Ахиллесу, чтобы забрать тело сына. Расчувствовавшийся Ахиллес отдает ему тело, возвращает дочь и с миром провожает обоих из лагеря. Но согласно истории Гомера, Ахиллес был не столь великодушен и не отдал тело сына Приаму, а продал за солидную сумму. Что касается Брисеиды, то эта леди не была дочерью Приама. Ее отца звали Брис из Мисии, и она была не жрицей, в полне замужней дамой. Захватив ее в плен, греки на самом деле отдали ее Ахиллесу, но впоследствии ее выкрал Агамемнон, правда, затем вернул. И смерть Ахиллеса была связана вовсе не с ней, а с другой женщиной. Любвеобильный полубог, имея в наложницах Брисеиду, по уши втюрился в дочь Приама Поликсену и в перерыве между боями явился к Приаму во дворец свататься, где его с луком и стрелами и подкараулил Парис. В фильме же все представлено гораздо эпичней и Ахиллес красиво умирает на стриженом газоне.
Но тем не менее фильм сложился. Он получил множество наград и номинаций и на долгое время полюбился зрителю. А поэтому - идите на "Трою"!
На сегодня все. Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал - впереди вас ждет много интересного.