Несмотря на критику и предостережения, муниципалитет Амстердама принял новую программу запретов на дизельный и бензиновый транспорт. Уже в следующем году будут запрещены дизельные автомобили, старше 15 лет, а с 2030 года под запрет попадает весь не электрический или водородный транспорт.
Решительная борьба за чистый воздух
Многие эксперты абсолютно уверены в полной победе электромобилей над традиционным автотранспортом с двигателями внутреннего сгорания, использующими бензин или дизельное топливо. Но вот когда это произойдет – не совсем понятно, ведь даже по самым смелым прогнозам в 2040 году на планете будет всего 15% электромобилей из ошеломляющего количества 2,5 млрд транспортных средств.
Многие общественные организации назвали 2018-й – годом «победы» над дизелем в Европе, ведь 12 стран ЕС утвердили более 250 специальных зон, в которых разрешено движение только автомобилям с низким уровнем вредных выбросов в атмосферу – электрокарам и гибридам. А весной 2019 года огромный Китай активно подключился к мировой борьбе за чистый воздух и объявил о том, что уже с 2020 года для общественного транспорта и в государственном секторе будет запрещено закупать что-либо работающее на нефтяном топливе.
В начале мая 2019 года муниципалитет Амстердама утвердил поэтапный план запрета в городе и на кольцевой дороге вокруг столицы всего бензинового и дизельного транспорта:
- с 2020 года запрещены все дизельные автомобили, старше 15 лет;
- с 2022 года запрещены для въезда в центр все бензиновые и дизельные автобусы;
- с 2025 года запрещены все не электрические мопеды, мотоциклы и моторные лодки;
- с 2030 года запрещен весь бензиновый и дизельный транспорт.
Такие строгие меры обусловлены интенсивным транспортным потоком в городах Амстердам, Роттердам, Маастрихт, что привело к повышенному уровню загрязнения воздуха и превышению действующих европейских нормативов.
Проблемы массового перехода на электромобили
Вроде бы и не очень дорого, обеспеченному голландцу, за 10 лет поменять свой старый автомобиль на новый электрокар. Но не все так просто – во-первых, электромобилей на всех может и не хватить, во-вторых, не все население в состоянии себе позволить достаточно дорогостоящую покупку и, в-третьих, необходимо резко расширить сеть зарядных станций.
- по оптимистичным прогнозам, к 2030 году лишь 33% жителей Амстердама обеспечат себя электромобилями, а остальные не смогут себе этого позволить;
- к существующим на сегодня в столице 3 тыс. зарядных станций необходимо будет добавить еще от 16 до 23 тыс. электрозаправок и все обеспечить необходимой электроэнергией.
Голландская ассоциация Rai, лоббистская группа автомобильной промышленности, осудила новый план запретов как причудливый и регрессивный. Пресс-секретарь прямо заявил: «Многие десятки тысяч семей, у которых нет денег на электромобиль, скоро останутся ни с чем. Это сделает Амстердам городом только для богатых».
Решение о полном запрете к 2030 году всего бензинового и дизельного транспорта уже принято и в ближайшее время развернутся работы по строительству новых зарядных станций. Специалисты и чиновники из муниципалитета Амстердама уверены, что именно загрязнение воздуха сокращает продолжительность жизни жителей столицы, как минимум, на один год.
«Загрязнение воздуха часто является тихим убийцей и представляет собой одну из величайших опасностей для здоровья в Амстердаме», – заявила Шарон Дейксма, ответственная за движение в городе, объявляя о решении муниципалитета.
Столица Нидерландов также планирует поощрять своих жителей переходить на электрический и водородный транспорт, предлагая различные субсидии на покупку и скидки на зарядку таких автомобилей. Есть надежда, что рынок подержанных электромобилей расцветет в ближайшие годы.