В статье "выброс пути, выброс рельса" было рассказано, что происходит с рельсо-шпальной решеткой в периоды повышения температуры наружного воздуха. Когда от нагрева металл расширяется, то возникает удлинение рельса.
Выброс пути или рельса это уже критическое состояние, требующее закрытия движения.
Существует негативная ситуация в состоянии железнодорожного пути, в периоды повышенных температур, которая также сказывается на работе железной дороги, и называется она - сгон изолирующего стыка.
Изолирующий стык - соединением двух рельсов, электрически изолированных друг от друга.
Сгон изолирующего стыка - критическое уменьшение стыкового зазора, при котором продавливается торцевая изоляция и происходит электрическое соединение концов рельс.
Материалы по теме:
Зачем красят концы рельс?
Зачем рельсы оборачивают тканью?
Рельсовые цепи при автоблокировке.
Ликвидация стыков в пути.
Собирается изостык из накладок и изолирующих элементов (торцевая изоляция, втулочная и т.д.).
Стыковые накладки, которые воспринимают на себя всю нагрузку рельсового соединения, применяются металлические (под них устанавливается боковая изоляция) и стеклопластиковые.
При сгоне изостыков происходит их электрическое закорачивание, что вызывает появление ложной занятости рельсовой цепи.
На участках с автоблокировкой, на проходном светофоре загорается красный огонь, у которого останавливается каждый проходящий поезд и проследует его, после остановки, со скоростью не более 20 км/ч.
При сгоне стыков и появлении ложной занятости рельсовой цепи на станции, исключается возможность открытия светофоров на разрешающее показание и затрудняется перевод стрелок. Все это вызывает задержки поездов.
Для устранения закорачивания изолирующих стыков вызываются работники хозяйства пути, которые производят разгон стыков гидравлическим прибором.
Он устанавливается на головку рельса в районе изостыка, захватывает два конца рельс и с распорным усилием 120 кН (12 тс) или 250 кН (25 тс), в зависимости от типа прибора, разводит рельсы.
Иногда применяется ручной метод разгонки стыков, с помощью ударного разгонного прибора.
На рельс упруго закрепляется ударный клин. На головку рельса устанавливается ударный прибор, который катается на роликах, он раскачивается путейцами и ударяется об клин.
Сгон стыков и изостыков может возникать не только от температурных расширений рельс, но и от эксплуатационных факторов. Продольное перемещение рельсов может происходить от воздействия сил угона при постоянном торможении поездов в определенном месте, преобладающем направлении движения поездов на конкретном участке пути, от профиля пути и других факторов.
Читайте также:
Как передается вращение от двигателя колесам у тепловоза?