by @YAACU
Наши подписчики как-то спросили нас о том, вправе ли судебный пристав-исполнитель совершать исполнительные действия за пределами территории, на которую распространяются его полномочия.
Отвечаем: Да, вправе, если речь идет о совершении таких исполнительных действий, как направление запросов, поручений физическим и юридическим лицам, наложение ареста, розыск должника и его имущества, запрос информации у сторон исполнительного производства.
Лайфхак для взыскателей — они не обязаны на момент подачи заявления о возбуждении исполнительного производства документально подтверждать сведения о местонахождении имущества должника.
Исходя из положений Закона об исполнительном производстве, непредставление взыскателем документов, достоверно подтверждающих сведения о местонахождении имущества должника, а также фактическое отсутствие имущества, принадлежащего должнику по месту, указанному взыскателем в заявлении о возбуждении исполнительного производства, не является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства. Проверить информацию, касающуюся указанного взыскателем места нахождения должника и наличия по данному адресу имущества, на которое может быть обращено взыскание, судебный пристав-исполнитель вправе лишь в ходе совершения исполнительных действий в рамках возбужденного исполнительного производства.
(Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 июля 2014 г., определение Верховного Суда России от 15 октября 2014 г. по делу № А40-155047/2013).
То есть, если обстоятельства не терпят промедления и необходимо наложение ареста на имущество должника, то заявление о возбуждении исполнительного производства вместе с ходатайством о наложении ареста можно подать в подразделение ФССП по месту предполагаемого нахождения имущества должника.
Правда, говоря об «экстерриториальных» полномочиях пристав важно помнить, что согласно буквальному смыслу Закону об исполнительном производстве, они распространяются на территорию Российской Федерации, которая, однако, не равнозначна территории, на которую распространяется юрисдикция российского государства.
Так, например, космодром Байконур, территория континентального шельфа и исключительная экономическая зона Российской Федерации в состав ее территории не входят, находясь при этом под ее юрисдикцией в соответствии с международными договорами и федеральными законами.
В этой связи стоит упомянуть об одном кейсе по взысканию убытков с ФССП России.
По мнению взыскателя, вследствие незаконного бездействия судебных пристав не было обращено взыскание на имущество должника — рыбоперерабатывающего предприятия (морское судно и улов), что привело к утрате возможности взыскания. Первая инстанция и апелляция встали на сторону взыскателя, разрешив дело «по справедливости». А вот в кассации облом вышел — та разрешила дело «по праву»: судно с уловом находилось на территории исключительной экономической зоны, а, значит, не могло быть арестовано. «Фиг вам убытки - законы лучше читайте, а не справедливостью заморачивайтесь», ага-ага!
Думается, что если бы речь шла не об убытках с казны, а, скажем, об обращении взыскания на перевозимую судном руду драгметаллов, то факт его нахождения в ИЭЗ едва ли бы стал препятствием к наложению ареста, ибо «каждое государство принимает на себя в соответствии со своим внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и над его капитаном, офицерами и экипажем в отношении административных, технических и социальных вопросов, касающихся данного судна» (статья 94 Конвенции ООН по морскому праву).
Все делов-то — катер найти с шустрым движком да пушкой по-мощнее... :-))))
Суровый пристав - https://t.me/pristavy
Силовой Блок Замкадья - https://t.me/SiloBZ
t.