(Cold Pursuit, 2019, США)
Это не первый известный мне факт, когда европейский режиссер приглашается в Штаты делать там римейк собственного отечественного фильма, только в американских реалиях и с голливудскими актерами. Полгода назад я уже рассказывал о таком неординарном случае на примере картины бельгийца Эрика Ван Лоя "Лофт" . И вот спустя шесть лет это повторилось. На сей раз пощипать травку на сочных пажитях Голливуда пригласили режиссера из Норвегии Ханса Петтера Муланда вместе с его черно-юморным криминальным триллером "Дурацкое дело нехитрое" ("Kraftidioten", 2014). Разве что везти с собой за океан кого-то из оригинальной актёрской труппы Муланду не позволили, а выдали ему всё ещё звездного старичка-боевичка Лиама Нисона и прорву других личностей. Уже не столь известных, но тоже достаточно колоритных.
"Дурацкое дело нехитрое" я не смотрел, но судя по трейлеру и рассказам очевидцев, Муланд не стал заново изобретать велосипед, а снял прилежную кальку с оригинала. Вплоть до многих дословно воспроизведенных диалогов и операторских ракурсов. Его "зимний" сюжет переехал в Скалистые горы, а точнее в Денвер и окрестности, и был подретуширован под американские реалии, но не более того. И стартует он с тех же позиций: на семью мирного и законопослушного гражданина Нельса Коксмана обрушивается горе - его единственный сын умирает от передозировки наркотиков. Вот только Нельс абсолютно уверен, что тот не был наркоманом, да и ближайший кореш покойного это подтверждает.
Впрочем, трагическая завязка не обещает, что дальше нас ждёт адский жесткач-мрачняк в духе какого-нибудь "Возмездия" с Мэлом Гибсоном или "Смертного приговора" с Кевином Бейконом. Нет, это кино неожиданно берёт равнение на... "Фарго" (1995) братьев Коэнов, мутируя в подобный ему каскад циничной иронии и черного юмора. Жаль, не всегда удачного и хлесткого, ну так Муланд и не Коэны, чтобы соперничать с ними на равных. Тем не менее его коктейль из сценарного безумия, многообразия героев-фриков, а также заснеженных... очень заснеженных пейзажей тоже выдался добротным и смотрибельным. И вдобавок приятно бренчащим на тех же душевных струнах зрителя, на каких наяривал и коэновский "Фарго".
Итак, Нельс Коксман не верит в официальную версию смерти сына. И берётся сам докопаться до истины, продолжая заодно откапывать свой родной Колорадо от снега, как и обещает нам название фильма. Правда, Нельс ищет убийц не затем чтобы вывести их на чистую воду и предать в клешни правосудия. Вот ещё! Скромный пожилой снегоуборщик и цели перед собой ставит скромные - не отвлекая полицию, хочет просто найти и замочить тех гадов, что убили и опозорили его отпрыска. Тем более, что кореш убиенного дал Нельсу зацепку, к кому ему надо подкатить в первую очередь.
И вот далеко-не-рэмбо с забавной фамилией Коксман начинает свою охоту за мафиозными головами Денвера, которых он считает виновниками своего горя. А наркоторговцы никак не возьмут в толк, что, блин, такое здесь творится. И выдвигают единственное логичное объяснение: это наезды конкурентов из индейской мафии! Что автоматически запускает цепь криминальных разборок на более высоком уровне, от которых Нельсу тоже никак не отвертеться. Да он и не пытается. Ведь главный его враг покамест жив и прекрасно себя чувствует, а с таким раскладом Коксман категорически не согласен.
***
В общем, да, я слышу, что зрительская общественность по большей части ворчит на "Снегоуборщика", нежели высказывает своё удовлетворение. На чем обломались его ненавистники, можно понять: небось, надеялись на очередную мрачную вариацию "Жажды смерти", а им внезапно подсунули закос под "Фарго" с хаханьками и легкой формой шизофрении. Что ж, воистину так. Однако сам я склонен присоединиться к довольному меньшинству, поскольку ума не приложу, что тут всерьез ругать. Снято кино динамично, цинично и на красивейшем фоне заметенных снегом, Скалистых гор. Лиам Нисон тоже ожидаемо неплох, хотя, конечно, юморит по-черному он не столь выразительно, как играет серьезные роли. И всё равно глядеть на то, как этот пенсионер-ирландец вышибает мозги очередным негодяям, по-прежнему занятно, тем более, что Лиам сам не против и дальше изображать из себя героя боевика.