Найти в Дзене

Насколько мы продвинулись в понимании экономического роста?

Кратко рассказываю об этом в передаче, а более подробно здесь

Историю экономического роста и его осмысления в науке кратко можно представить в виде нескольких этапов.

Доисторический период

Люди живут тем, что нашли или убили в лесу. Хранить найденное они не умеют, и рост в этот период не только невозможен, но и бессмыслен.

Аграрный период начиная с зарождения первых государств

Теперь человек не только берет у природы, но и помогает ей производить, сажая и выращивая то, что ему нужно. Сельское хозяйство зависит от возможностей хранения ранее произведенного, так что этот период подразумевает некоторое накопление. В то же время хозяйство в аграрном обществе критически зависит от рабочих рук. Значит, любой излишек сегодня завтра уже таковым не будет, будучи съеден дополнительным населением. Аграрное общество способно обеспечить рост населения, но не способно обеспечить рост уровня жизни. Поэтому экономический рост отсутствует.

Индустриальный период после Промышленной революции

Этот период начинается 250 лет назад и характеризуется массовой заменой человеческого привода машинным. Фантастический рост производительности за счет использования машин выдвинул на первый план такой фактор роста как накопление капитала.

Что такое капитал? Это орудия труда, повышающие производительность, а накопление капитала – это отказ от потребления сегодня ради более высокой производительности завтра. Например, моя работа заключается в том, чтобы вешать полки, и я это делаю с помощью старого перфоратора. Чтобы купить новый, мне нужно отложить из сегодняшнего дохода цену нового перфоратора. Зато завтра я буду вешать полки быстрее и качественнее, что позволит мне повысить доход. То же самое и в масштабах целой страны.

До последнего времени капитал экономисты понимали, как однородную субстанцию, повышающую производительность. Если при фиксированном населении мы будем наращивать эту субстанцию, производительность будет расти, но убывающими темпами. Этим объясняется то, что, когда индустриализация только начинается, это вызывает быстрый рост, как в Великобритании двести лет назад или у нас в годы первых пятилеток. Дальше же рост за счет накопления капитала снижается.

Экономисты, наблюдавшие начало индустриальной эпохи, – Рикардо и Мальтус – предрекали наступление стационарного состояния, когда мир вернется в прежнее состояние без роста. То же самое предполагает и модель Солоу – другого нобелевского лауреата по экономике. Нордхаус – недавний герой – также разрабатывал модели роста в условиях ограниченности ресурсов.

Ограниченность ресурсов объясняет убывающую отдачу от капитала. Если на ограниченном участке земли мы будем производить усовершенствования – вкладывать в него капитал, – это обеспечит рост урожайности, но для такого роста есть пределы.

Постиндустриальный период

Тем не менее, ограниченность ресурсов и убывающую отдачу от капитала можно компенсировать новыми знаниями. Об этом теория Ромера. Суть его идеи в том, что в процессе роста создаются предпосылки для последующего роста. Когда мы растем, у нас появляется больше возможностей содержать людей, вовлеченных в исследования и разработки. Это деятельность тоже сопряжена с убывающей отдачей. Однако в качестве побочного продукта имеет общий запас знаний. Последний же облегчает поиск новых знаний. Любой исследователь не варится в собственном соку, а пользуется знаниями других. Это открывает возможность потенциально безграничного роста знаний и, следовательно, технологического прогресса.

Вряд ли, конечно, это когда-либо позволит нам произвести мировой ВВП в цветочном горшке. Однако отодвинуть стационарное состояние в отдаленное будущее вполне возможно. Здесь, кстати, проявляется прогресс экономической науки. Экономисты XIX века – Рикардо, Мальтус или Маркс – рисовали куда более пессимистичные сценарии развития капитализма. Но они и не знали того, что сегодня знают Ромер и его последователи.

asskorobogatov