Правительство озаботилось тем, чтобы в текущем году выросли зарплаты россиян. Уже в мае в кабинете министров состоится обсуждение комплекса мер.
В частности, предполагается увеличить долю фонда оплаты труда (ФОТ) в ВВП с менее 50% до 60%. Соответствующие поручения премьер-министр Дмитрий Медведев дал Минэкономики, Минтруду и Росстату. О результатах проработки ведомства должны доложить до 22 мая.
Напомним, отчитываясь 17 апреля в Госдуме, Медведев довольно осторожно обсуждал с депутатами вопрос о возможности роста доли оплаты труда в ВВП.
Ранее этот вопрос не обсуждался, по крайней мере, с 2003 года, когда смежные темы и в другом ключе прорабатывались ныне покойным министром труда Александром Починком. Тем не менее правительство формально находится в одном шаге до появления новой цели социальной политики, по масштабам вполне сопоставимой с целями майского указа Владимира Путина в 2018 году: рост доли оплаты труда в ВВП на 10 процентных пунктов является политически крайне привлекательным лозунгом.
Если не принимать во внимание, что сроки возможного увеличения фонда оплаты труда в ВВП на 15–20% не заданы, речь идет об очень значительных изменениях.
Так, по данным Росстата, в 2018 году на оплату труда в структуре ВВП приходилось 46,4%, на налоги – 11,8% и на прибыль – 41,8%. Таким образом, в абсолютных ценах получается, что из 103 трлн руб. на оплату труда расходуется 48 трлн.
Динамика показателя с 1995 года показывает, что максимума в структуре ВВП доля оплаты труда достигла в 2009 году (52,6%), а минимума – в 1999-м (40,1%). Впрочем, начиная с 2016 года она снижается: в 2016-м – 48%, в 2017 году – 47,6%.
Вместе с тем, по мнению экспертов, вычисления этого показателя содержат множество подводных камней. Так, он включает в себя и эту проблему, констатирует Международная организация труда: налоги с ФОТ. И, соответственно, «чистое» влияние соотношения доли оплаты труда и капитала к валовому национальному доходу или ВВП на макропоказатели оценивать сложно.
С другой стороны, и МОТ, и Всемирный банк в других работах констатируют сильное влияние на расчеты теневых доходов, стоимости, создаваемой в секторе госуправления, а также самозанятости – для России это влияние может быть даже сильнее, нежели влияние политики правительства.
И, наконец, член-корреспондент РАН Ростислав Капелюшников в минувшем году убедительно доказал, что из-за проблем с методологией расчетов, когда сопоставляются данные, в расчетах которых используются инфляция и дефлятор ВВП, истинная динамика доли оплаты труда в ВВП и стоимости рабочей силы для работодателей может быть принципиально иной, нежели отраженная в цифрах Росстата.
Между тем события прошлых лет показывают, что эффективных рычагов для управления долей оплаты труда в ВВП у правительства, в сущности, нет. Однако до 22 мая Минэкономики и Минтруду предстоит решить очень сложную задачу –- определить, какие цели может преследовать рост доли оплаты труда в ВВП до 60%.
Впрочем, пока правительство только думает, как увеличить зарплату сограждан. Между тем, согласно исследованию компании Korn Ferry, большинство компаний на российском рынке труда уже в этом году планируют повышать зарплаты своим сотрудникам.
По данным исследования, планируемая индексация зарплат в среднем составит 4,5% для всех категорий сотрудников. В случае дифференцированного повышения увеличение в среднем достигнет 5,6%, при этом на максимальную прибавку могут рассчитывать руководители среднего звена и специалисты, на минимальную – высшее руководство.
Максимальные показатели роста зарплат ожидаются в электронной коммерции, минимальные – в горнодобывающей отрасли.
Схожий прогноз на 2019 год дает и рекрутинговый портал HeadHunter: увеличивать оклады компании планируют чаще для специалистов и ведущих специалистов (38%), для начинающих это намерены сделать 26% компаний, для руководителей и топ-менеджеров – 19% и 18% соответственно.
В среднем увеличение окладов для специалистов, ведущих специалистов и топ-менеджеров произойдет на 8%, для линейных руководителей и начинающих специалистов – на 7%.