Найти тему
Ляля Серебристая

Сентиментальный Шарден

Автопортрет с козырьком
Автопортрет с козырьком

Знакомство с Жаном Батистом Симеоном Шарденом началось с того, что нам сказали, что это - сентиментализм, точнее, "самый искренний сентиментализм из возможных", а затем показали его Автопортрет.

Да, тот, что сверху.

Если думать о чем-то нежном и трогательном, то как-то всё не очень сходится.

А ещё у художника есть картина "Скат":

Скат (фр. La raie), 1728, Лувр
Скат (фр. La raie), 1728, Лувр

Кошка, конечно, чудо как хороша (голландские натюрмотры с наглыми кошаками вспоминаются), но есть у Шардена и заяц:

Мертвый заяц . 1728
Мертвый заяц . 1728

В общем, сентименталист не сентименталист, но известные виды натюрморта он тоже реформировал. И были у него, кстати, очень приятные глазу композиции, например, Вкусное утро и Натюрморты с атрибутами.

Но если возвращаться к остальному его творчеству, то даже в XVIII веке, веке просвещения, в поучительных сценках в общем и целом ему удаётся обойтись без несколько навязчивой дидактики, которая была свойственна многим его современникам:

Жан-Батист Грёз. Избалованное дитя 1760-е (Эрмитаж, СПб). Отцовское проклятие. 1777 г.
Жан-Батист Грёз. Избалованное дитя 1760-е (Эрмитаж, СПб). Отцовское проклятие. 1777 г.

А вот, например, Шарден:

«Молитва перед обедом» (1744, Государственный Эрмитаж)
«Молитва перед обедом» (1744, Государственный Эрмитаж)
Трудолюбивая мать
Трудолюбивая мать

Причём, речь, как и у Грёза, у Шардена идёт о значении воспитания, которое лежит в основе любого добронравного поведения. Иными словами, в живописном варианте воплощается теория "tabula rasa" ("чистого листа", "чистой страницы", на которой можно написать всё, что вздумается).

Всё-таки некоторая свобода в технике живописи, очевидно, подразумевает и некоторую свободу в жизни.

Снова о воспитании:

Маленькая учительница
Маленькая учительница

И другой вариант, где не такая незначительная разница в возрасте:

Гувернантка
Гувернантка

Если говорить о так называемых "портретах профессий", то они у Шардена тоже получается под слегка трогательным и нежным флёром. Как правило, даже говорят о "вторжении в сладкую рокальную красоту" (при том что художником пишутся вполне бытовые сценки):

Разносчица живности
Разносчица живности
Прачка
Прачка
Посудомойка
Посудомойка

И даже молодой человек (чья профессия очень даже распространена сегодня):

Официант
Официант

Есть немного о бестолковом и приятном времяпрепровождении:

Карточный домик
Карточный домик
Юноша со скрипкой (Шарль-Франсуа Годфруа)
Юноша со скрипкой (Шарль-Франсуа Годфруа)

А вот к детям в XVIII веке, к слову, начинается складываться немного другое отношение, чем прежде. Если взять два разных варианта детского досуга:

Мальчик с волчком
Мальчик с волчком
Мальчик, чинящий карандаш
Мальчик, чинящий карандаш

В прежние времена первый досуг был расценен как бестолковый и бесперспективный, а второй - как очень полезный. Но как раз в это время благодаря той же теории tabula rasa начинается формироваться понимание того, что игры тоже помогают детскому развитию, а сами дети - это не ещё не выросшие глупые взрослые (писал об этом, например, Руссо).

Также Шардену был свойственно определённо чувство юмора, поэтому, говоря о его творчестве, нельзя не упомянуть его обезьянок

Обезьяна-коллекционер. Обезьяна-художник.
Обезьяна-коллекционер. Обезьяна-художник.

Обе картины вновь без явной дидактики и грубой пародии.

Ну, и наконец, толика самоиронии. Немного о семейной жизни. Даже ленточки на головных уборах похожие:

Автопортрет Шардена. И "Мадам Шарден"
Автопортрет Шардена. И "Мадам Шарден"

И, не могу удержаться, ещё один автопортрет. Шарден и его профессия:

Автопортрет у мольберта
Автопортрет у мольберта