Знакомство с Жаном Батистом Симеоном Шарденом началось с того, что нам сказали, что это - сентиментализм, точнее, "самый искренний сентиментализм из возможных", а затем показали его Автопортрет.
Да, тот, что сверху.
Если думать о чем-то нежном и трогательном, то как-то всё не очень сходится.
А ещё у художника есть картина "Скат":
Кошка, конечно, чудо как хороша (голландские натюрмотры с наглыми кошаками вспоминаются), но есть у Шардена и заяц:
В общем, сентименталист не сентименталист, но известные виды натюрморта он тоже реформировал. И были у него, кстати, очень приятные глазу композиции, например, Вкусное утро и Натюрморты с атрибутами.
Но если возвращаться к остальному его творчеству, то даже в XVIII веке, веке просвещения, в поучительных сценках в общем и целом ему удаётся обойтись без несколько навязчивой дидактики, которая была свойственна многим его современникам:
А вот, например, Шарден:
Причём, речь, как и у Грёза, у Шардена идёт о значении воспитания, которое лежит в основе любого добронравного поведения. Иными словами, в живописном варианте воплощается теория "tabula rasa" ("чистого листа", "чистой страницы", на которой можно написать всё, что вздумается).
Всё-таки некоторая свобода в технике живописи, очевидно, подразумевает и некоторую свободу в жизни.
Снова о воспитании:
И другой вариант, где не такая незначительная разница в возрасте:
Если говорить о так называемых "портретах профессий", то они у Шардена тоже получается под слегка трогательным и нежным флёром. Как правило, даже говорят о "вторжении в сладкую рокальную красоту" (при том что художником пишутся вполне бытовые сценки):
И даже молодой человек (чья профессия очень даже распространена сегодня):
Есть немного о бестолковом и приятном времяпрепровождении:
А вот к детям в XVIII веке, к слову, начинается складываться немного другое отношение, чем прежде. Если взять два разных варианта детского досуга:
В прежние времена первый досуг был расценен как бестолковый и бесперспективный, а второй - как очень полезный. Но как раз в это время благодаря той же теории tabula rasa начинается формироваться понимание того, что игры тоже помогают детскому развитию, а сами дети - это не ещё не выросшие глупые взрослые (писал об этом, например, Руссо).
Также Шардену был свойственно определённо чувство юмора, поэтому, говоря о его творчестве, нельзя не упомянуть его обезьянок
Обе картины вновь без явной дидактики и грубой пародии.
Ну, и наконец, толика самоиронии. Немного о семейной жизни. Даже ленточки на головных уборах похожие:
И, не могу удержаться, ещё один автопортрет. Шарден и его профессия: