Предыстория
В 2018 году я набрала 1 класс. Классы у нас наполняются 5-6 человек, так как дети с тяжёлой умственной отсталостью. У меня в классе было 4 человека с диагнозом аутизм. И каково было моё удивление, когда в первый учебный день двое детей (а это половина класса) сняли обувь.
Мы этих детей обули, но они всё равно упорно разувались.
В конце учебного дня я пообщалась с родителями учеников. Одна мамочка сказала, что её сын везде снимает обувь : в поликлинике, в магазине, в детском саду . Другая мамочка сказала, что её дочь снимает только новую обувь.
Я пообщалась со своими коллегами, и оказалось, что почти во всех классах присутствуют дети, которые с удовольствием бегают по классу босиком.
Меня заинтересовал этот факт и я стала искать ему логическое объяснение.
На одном из зарубежных сайтов я нашла такую информацию:
Почему ваш ребенок не носит одежду и обувь?
В большинстве случаев дети-аутисты снимают одежду, потому что им неудобно. Это может быть так, даже если вы тщательно отобрали мягкие, натуральные ткани и проверили на наличие очевидных проблем.Это связано с тем, что у многих детей с аутизмом есть сенсорные проблемы, которые делают их более восприимчивыми, чем их типичные сверстники, чтобы сильно реагировать на физические ощущения. Например:
*Они могут быть необычайно чувствительны к неприятным тактильным ощущениям, таким как царапающие швы и метки.
*Они могут нуждаться в большем тактильном давлении или ощущении, которое обеспечивается свободной одеждой.
*Они могут реагировать на зуд, вызванный аллергией на моющие средства.
Решение проблемы
Для начала Вы должны выяснить недовольство ребенка. Может быть у него мозоль, может быть обувь вызывает аллергию и зуд.Может ребенку не нравятся давящие ощущения. Как только вы определили проблему, приступаем к ее решению.
Если обувь имеет физический изъян- исправляем или меняем обувь на подходящую.
Если проблема в "голове" ребенка - должен быть поведенческий подход.
По сути, вам нужно приучать ребенка носить обувь. Это может быть достигнуто с помощью нескольких положительных маршрутов, включая:
*Обучение через использование иллюстрированных книг и социальных историй.
*Моделирование поведения путем привлечения внимания к тому, как сверстники остаются обутыми.
*Положительное подкрепление для хорошего поведения.
В моём случае, я сказала, чтобы мама ребёнка , любящего ходить босым, купила такую обувь, которая будет удобна ее ребенку, но при этом вызывает трудности в снятии. Она купила ему сандалии, где много застёжек. Как только он пытался снять - мы успевали ему сказать, что нельзя и убрать его руки от сандалий. Примерно за месяц таких манипуляций, ребёнок прекратил совершать попытки снять обувь.
Спасибо за внимание! Буду рада увидеть Ваши лайки и комментарии. Обязательно подписывайтесь на мой канал.