10000 - 6000 тыс.лет до н.э., на территории Подмосковья до 5500 лет до н.э.
Максим Фурсов, зав.отделом археологии Музея Москвы
Человек эпохи мезолита на территории Подмосковья жил в эпоху перелома – перехода от Плейстоцена к Голоцену, природная среда, окружавшая его, была сильно подвержена изменению. Хоть для каждого конкретного поколения эти изменения были незначительны, но за столетия они влекли за собой изменения быта и условий жизни.
Изменение ландшафта в Подмосковье происходило постепенно. После окончания третьего и последнего похолодания, которое приходится на плейстоцен, природная среда Подмосковья представляла уже не тундру, а лесо-тундру. Тундровые ландшафты сменяются лесными перелесками, в которых преобладают береза и елка. Таяние ледника приводит к образованию ледниковых озер и заболоченных низменностей. Складывается в окончательном варианте речная сеть, которая существует и до сих пор. Климат теплеет и становится влажным, приближаясь к современному.
Фауна, характерная для плейстоцена, вымирает. Поголовье мамонтовых сокращается и откочёвывает севернее. Последние кости мамонта на территории Подмосковья датируются 7 тысячелетием до н.э., но на севере мамонт еще продолжает водиться. Уже в конце финального палеолита основным промысловым животным обитателей Подмосковья становится северный олень, но к концу плейстоцена и его поголовье сокращается, как и поголовье всех представителей «мамонтовой» фауны. Основным промысловым животным становится лось. Состав фауны лесов Подмосковья приближается к современному: зайцы, лисы, волки, кабаны и медведи, достаточно большое количество птицы и рыбы. К концу мезолита территорию Подмосковья покрывают густые хвойные леса, состоящие из сосны и березы с включением ели.
На территории Подмосковья некоторое время соседствуют две археологические культуры бутовская и иеневская. В литературе существует научная полемика по поводу датировки, атрибуции и эталонного памятника бутовской культуры, но пока основным является название именно «бутовская», а не «заднее-пилевская» культура. Бутовская археологическая культура датируется 8 тыс. до н.э., ранний ее этап заканчивается в 7 тыс. до н.э, когда она сталкивается с иеневской археологической культурой. А в 6 тыс. до н.э. бутовская культура сменяется первой неолитической культурой в Подмосковье. К бутовской археологической культуре из материалов, хранящихся в Музее Москвы, относятся стоянки: Черная 1, Жабки 3 и Белиево 4 К иеневской культуре из собрания Музея Москвы относятся следующие памятники: Заозерье 2, Поречье, Настасьино 2,4, Дальний Остров, Куково 1 Общепризнанной датировки этой культуры нет, но большая часть памятников находится во временно промежутке от 9 до 8 тыс. лет назад. Между тем, есть данные, которые позволяют удревнить иеневскую культуру до периода молодого дриаса, а это 11 тыс лет назад. К примеру стоянка Ладыжино 3 по инвентарю практически соответствует иеневской археологический культуре, а залегает в слое плейстоценового периода.
Кремниевый инвентарь бутовской культуры. Мезолит СССР. М.: 1989
Если соотнести природную среду и археологические культуры, то ранний этап бутовской и иеневской культур приходится на период существования на территории Подмосковья лесотундрового ландшафта, а поздние этапы и переход к неолиту связаны с преобладанием лесных пространств.
Известные на данный момент мезолитические памятники Подмосковья располагаются по берегам рек и озер, часто под слоем торфа, который образуется на местах болот. В Музее Москвы хранятся 13 мезолитических коллекций, большая часть которых относится к иеневской мезолитической культуре. В общей сложности известно около сотни памятников этой культуры. Часть из них находится в Тверской области. Иеневская археологическая культура – это культура, возникшая во время перехода от палеолита к мезолиту. По кремниевому материалу только специалист может отличить памятники финального палеолита и раннемезолитические памятники Подмосковья. Уже начиная с финального палеолита археологи - по особенностям обработки кремния, типам производимых орудий - пытаются систематизировать памятники, объединяя их в археологические культуры. Не стоит путать культуру археологическую с понятием «культура» которое характерно для различных научных дисциплин. Археологическая культура это лишь материальная культура, поскольку представлена исключительно вещевым комплексом, возникшим в процессе археологического исследования памятников, существовавших в одно и то же время или в небольшом промежутке.
Мезолитические стоянки волго-окского междуречья. "Мезолит СССР". М.: 1989
Количество мезолитических памятников в Подмосковье увеличивается, а этого говорит об увеличении численности населения. Более того, если ранее в палеолите особенностью археологических культур было распространение по большой территории на несколько тысяч километров, то теперь локализация культур усилилась. Так, ареал бутовской археологической культуры ограничен современными Московской, Калужской, Тверской, Тульской, Рязанской и Владимирской областями. Это не означает, что не было связей с другими археологическими культурами, поскольку бутовскую, ранее называли «постсвидерской» культурой , а свидер – это археологическая культура распространенная в восточной Европе. Но можно говорить о сокращении миграционных процессов, что связано со сменой промыслового животного – с мамонта переключились на северного оленя, а позднее и на лося.
БЫТ
Охота и собирательство являются основным способом добычи пищи, на некоторых стоянках найдены признаки костей рыб, что говорит о появлении рыболовства. Помимо рыбы на стоянках находят кости лося, бобра, зайца, медведя и птиц – на всех этих животных охотились в мезолите на территории Подмосковья. Считается, что именно в мезолите происходит приручение волка и изобретение лука, а также появление членораздельной речи. С последними двумя утверждениями согласиться сложно, поскольку передача культурных и духовных основ, которые заметны начиная с Палеолита, возможна только через речь. Возможно, в мезолите речь становится образнее по сравнению с палеолитом, но это только гипотеза. Современная лингвистика не может дать ответа на данный вопрос. Такова же ситуация с луком. Поскольку наконечники стрел известны начиная с финального палеолита почти повсеместно, таким образом, первенство изобретения лука стоит отдать эпохе палеолита.
Мезолитические жилища не такие большие, как в палеолите. Жилищ относящихся к бутовской или иеневской археологической культуре раскопано не так много. Характерное жилище представляло собой заглубленный в землю шалаш, овальный в профиле, площадью 25 кв.м. Заглубление состояло из двух площадок, основная была углублена на метр в грунт и имела площадь около 10 кв.м. В центре был очаг размером 1,14 на 0,92 метра. Часто вокруг жилища есть не менее десятка ям разного хозяйственного назначения. Так, если в палеолите в жилище могло проживать несколько десятков человек, то жилище мезолитической эпохи могло вмещать 8 – 10 человек максимум, что говорит об уменьшении родовой общины по сравнению с палеолитом. Кроме того, нет столь длительных поселений, как Зарайская палеолитическая стоянка (гиперссылка на текст Палеолит). Мезолитические памятники носят менее постоянный характер, на них часто жили сезонами. Возможно именно этим можно объяснить их более высокое количество в Подмосковном регионе. Но, между тем, мезолитические памятники бутовской культуры довольно часто являются нижними слоями по отношению к памятникам ранних этапов верхневолжской неолитической культуры.
Костяные гарпуны эпохи мезолита. Мезолит СССР. М.: 1989
Относительно одежды мезолитической эпохи тоже нет данных, но предполагается, что именно в это время появляются кожаные и меховые штаны. Основная одежда делается из шкур и кожи убитых животных. Нет никаких данных по поводу использования ткани в мезолите, но достаточно большое количество проколок на памятниках, по сравнению с эпохой палеолита, говорит о существенном развитии обработки кожи. Кость и дерево становятся незаменимыми материалами. На территории Подмосковья нет памятников с хорошо сохранившимися находками из органики, но подобных памятников достаточно на территории европейской части России. Поэтому мы можем судить о развитии искусства, связанного с поделками из дерева и кости. В ГИМ можно увидеть деревянную лодку долбленку. Широкое распространение получает лук и составные орудия, в которых используется несколько типов материалов. Начинается обработка (теска) камня. Появляются первые признаки шлифования – технологии, массовое развитие которой придется на новый каменный век.
Шигиринский идол
Можно только предположить, что тотемизм продолжает оставаться главенствующей формой религии. Возможно, к нему примешиваются черты обожествления сил природы. Захоронений или каких-нибудь культовых мест, связанных с эпохой мезолита, на территории Москвы и Подмосковья найдено не было, но на территории России они известны, что говорит о существовании понятий загробного мира и жизни. Начинают появляться (опять же не в Подмосковье, а вообще в мезолите) антропоморфные идолы, одиозный пример - Большой Шигирский идол. При всей своей схожести в материальном плане можно предположить, что отдельные родовые кланы имели различную культурную среду становления. При общем быте различались верования, и язык, что было связано с достаточно сильной обособленностью рода, даже при относительной населенности Московского региона.