Средневековый философ Пьер Абеляр широкой публике известен прежде всего как автор книги "История моих бедствий", где он описал свою драматическую жизнь, и как герой душераздирающей любовной истории, запечатленной в его переписке с возлюбленной Элоизой.
При этом значение Абеляра как философа очень велико. Он был основателем такого направления, как концептуализм, который возник на фоне спора между так называемыми номиналистами и реалистами.
Суть этого спора весьма характерна для позднесредневековой философии. Тогда она развивалась как схоластика и существовала внутри теологии. Но изначально этот спор начали еще Платон с Аристотелем. Вопрос стоял так: что первично - конкретные единичные вещи или общие понятия, сущности, то есть универсалии? Номиналисты отвечали, что первичны одиночные вещи, а универсалии - всего лишь их имена, а реалисты говорили, что первичны общие понятия, которые в идеальном виде существуют объективно, сами по себе.
Абеляр занял по отношению к тем и другим нейтральную позицию, которую и назвали концептуализмом. В чем же она выражалась?
Она не признавала обоснованными как то, что сперва мы имеем вещи и только потом даем им имена, а универсалии и есть эти имена, так и то, что в идеальном виде существуют некие общие сущности, которые потом как бы прикладываются к вещам, поэтому мы узнаем их как именно эти вещи.
Надеюсь, я выразилась понятно.)) В общем, Абеляр не примыкал ни к номиналистам, ни к реалистам в полной мере, а предложил третий путь. Хотя на самом деле этот его концептуализм ближе к номинализму, чем к реализму. Абеляр считал, что конечное и бесконечное слиты в единое, и предметы и их понятия тоже неразрывны.
Понятия (универсалии) порождаются человеческим сознанием в виде имен вещей, которые они называют (номина), то есть имеют субъективную природу. В этом подходе видна номиналистическая сторона учения Абеляра. Однако он не отрицал и существование объективных универсалий, которые понимал как общие признаки единичных вещей. Это позволяет объединять их в группы, классы и т.д.
Эти общие понятия и называются концептами. Они возникают в человеческом уме и обобщают объективно существующие общие признаки вещей. А подтверждаются они благодаря чувственному опыту. Короче, мы видим учение, пытающее примирить две противоположные позиции.
Церковь не признавала концептуализма Абеляра, учение было объявлено еретическим.
Что касается любовной истории Пьера Абеляра и Элоизы Фульбер, то о ней я напишу на другом своем канале, где сейчас основная тема - рассказы о людях, изображенных на картинах художников.
Читайте еще на моем канале:
Можно ли назвать произведением искусства следы, оставленные котом на бумаге