Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

Как именно занятия садоводством развивают детей

Оглавление

В нашем обществе закрепилось представление, что садово-огородные дела это для бабушек на пенсии. Сейчас я бабушка, и я совсем не спорю с тем, что пенсионерки любят выращивать морковку и пионы. Но я не забыла, как буквально одно-два поколения назад азы садоводства прививались каждому советскому школьнику с младших классов.

У нашей маленькой сельской школы был свой приусадебный участок, на котором выращивался урожай для школьной же столовой, а зимой работала теплица, вход в которую был привилегией старшеклассников. Нас, малышей, водили туда только однажды - на экскурсию, и все мы мечтали вырасти такими, чтобы и нам доверили работу в этом стеклянном дворце жизни…

Мы сажали кусты смородины, рыхлили землю, собирали урожай и никто из нас тогда не думал, что взрослые эксплуатируют детский труд или придумывают бессмысленные занятия. Мы видели смысл в своем труде: ведь каждый человек должен уметь вырастить себе еду. А еще смысл был в том, чтобы на ежегодном смотре показать, что сад твоей школы лучший среди всех школ района, что обеды в столовой потому такие вкусные, что это твой класс заботился о хорошем поливе овощей…

У моей внучки нет уроков садоводства в школе. Так же как и у внуков моих подруг. Есть практические работы по окружающему миру или биологии - выгнать дома зеленый лук, прорастить фасоль. Ах да - еще вырастить тюльпан из луковицы к 8 марта. Полить цветы в классе. Вот, пожалуй, и все. Я знаю, есть сложности с организацией, ФГОСами, планами и проверками. Садоводство нынче слишком большая роскошь для школы. Я не настаиваю. Садоводческое воспитание можно дать ребенку и дома, на тех же пионовых бабушкиных дачах. Привозите внуков к вашим бабушкам-огородницам на все выходные, а лучше - на все лето. Потому что такого развития для ума и сердца не даст детям ни один языковой или робототехнический летний лагерь. Вот что дети получат за одно только лето, копаясь на бабушкиных грядках…

-2

1|| Развитие мелкой моторики

Мои маленькие внучата отлично справляются с тем, чтобы перебрать мне семена, отсортировать их, разложить по пакетикам и мелким контейнерам, размять комочки земли, посадить семена, убрать сорную травку на грядках…

2|| Желание употреблять в пищу натуральные продукты

Понятия здорового питания и натуральных продуктов становятся наглядными. Дети понимают, как растут овощи, ягоды и фрукты, понимают их питательную ценность и натуральный вкус, цвет и вид. Я слышала про ученых, которые наблюдали за детьми, занимающимися садоводством, и их пищевыми привычками. Оказалось, что дети, которые помогали взрослым в саду-огороде, в пять раз чаще выбирали в меню школьной столовой или кафе салаты из овощей либо самостоятельно делали их дома. Мои маленькие внуки тоже охотно грызут молоденькую морковку и огурчики, предпочитают зеленый горошек и созревшие ягоды чипсам. Ведь это же так естественно - хотеть съесть еду, которую ты вырастил сам!

-3

3|| Широкие представления об овощных и садовых культурах

Бабушкина дача может дать такие уроки окружающего мира по теме растений, какие не забудутся никогда. Ребенок видит не на картинке, а вживую все фрукты и овощи, может их трогать, наблюдать за их ростом. Он видит, что делают взрослые, чтобы вырастить их, как ухаживают, какие справляются с неудачами. Он понимает, как появляется сельдерей на полках супермаркетов и как определить спелое яблоко. Ребенок учится понимать зависимость всех природных процессов и организмов друг от друга, кто кому помогает и кто с кем враждует.

4|| Навыки организации и планирования

Календарь огородника и садовника серьезная штука. Хороший садовод все планирует и точно знает, когда и куда лучше сажать семена тех или иных растений. Он заранее планирует места для посадки - и с точки зрения удобства ухода за культурами, и с точки зрения эстетики, и науки (какому-то растению нужна тень, какому-то - больше солнца, какие-то растения друг с другом лучше не сажать).

5|| Воспитание ответственности и терпеливости

Работая в саду на протяжении всего сезона, ребенок учится терпеливому и ответственному отношению к своему труду. Растения нуждаются в ежедневной заботе со стороны человека, и даже самый маленький ребенок начинает понимать, что им нужен полив, укрытие от плохой погоды, уход за почвой. Долгий уход вознаграждается в дальней перспективе, результат своего труда надо ждать не один месяц, а это способствует навыкам терпения и понимания, что не все, что хочется, можно получить сию секунду.

-4

И это лишь немного преимуществ каникул у бабушки на даче. Почти весь день на свежем воздухе вдали от города, безусловно, оздоравливает детский организм. Если детей сразу несколько - они учатся взаимодействовать друг с другом, закрепляют навыки межличностного отношения и командной работы. Внуков с СДВГ-синдромом у меня нет, но я встречала исследования, которые подтверждали, что занятия садоводством положительно влияют на детей с гиперактивностью. В любом случае, трудно найти отрицательные моменты занятий садоводством, если только у ребенка нет аллергии.

Возвращаясь мыслями к нашему школьному приусадебному участку, я всегда вспоминаю его с улыбкой на губах. И каждый раз готовя грядки к новому сезону, понимаю, что этот навык я получила сорок лет назад на дружных уроках «садоводства-огородства» от своей первой учительницы Валентины Степановны. Низкий вам поклон, Валентина Степановна. Я стараюсь быть такой же природной феей для своих внуков, какой для нас были вы.

Анна Алексеева