В прошлом выпуске начали разбор совмещения результатов ABC-анализа по разным объектам.
Здесь необходимо отметить, что когда мы проводим ABC-анализа по доле в выручке и запросах, то мы объединяем результаты анализа для группирования товаров, наиболее критичных и значимых для компании, – как с точки зрения прибыльности, так и с точки зрения привлечения клиентов и формирования выручки.
После этого выделяем товары группы C, непосредственно влияющие на продажи товаров группы A (совместные продажи / комплиментарный спрос) и переносим их из группы C в группу B, как более значимые для компании.
Упрощённый метод выделения совместных продаж, определение товаров нерегулярного спроса описаны в прошлом выпуске канала.
Но ABC-анализ можно проводить и по другим объектам и, совмещая результаты анализа по разным объектам, можно, если понимать свойства полученных групп, принимать решения, позволяющие значимо оптимизировать процессы и управления запасами и закупками, а также процессы склада.
Один из самых трудозатратных процессов склада, как иногда говорят – "узких" мест, часто является комплектация заказов клиентов либо, для РЦ розничных сетей, – комплектация и отгрузка поставки в магазины сети.
В общем виде схематически маршрут комплектации можно изобразить так:
На рисунке видно, что даже при комплектации по одному ряду получается довольно длинный маршрут, который требует немалого времени на набор заказа.
Кому-то из читателей инструмент, который будет описан далее, знаком, кому-то сможет помочь в оптимизации деятельности и повышении производительности склада.
Этот инструмент – размещение товара на складе в соответствии с его «уходимостью».
Необходимо провести ABC-анализ по количеству единиц товара в отгрузке и по запроса склада, – за запрос принимается накладная.
Иначе говоря сначала проводится ABC-анализ по доле товаров в общем количестве отгрузки. При товарах компании, которые имеют схожие весогабаритные характеристики – объёмный груз или "весовой" (весовой груз могут называть дедвейтным) анализируются грузовые параметры потока: доли товаров в общем объёме или тоннаже.
Далее проводится анализ по доле в количестве запросов (накладных).
Совмещая эти два вида анализа можно получить такую матрицу:
Свойства товаров в матрице
• Товары, имеющие свойства Аотгрузки–Азапросы – это наиболее ликвидные позиции, продающиеся часто и в большом объёме.
• Товары, имеющие свойства Аотгрузки–Взапросы – это позиции, продающиеся реже и бОльшими партиями.
• Товары, имеющие свойства Вотгрузки–Азапросы – это позиции, продающиеся часто, но по понемногу.
• Товары, имеющие свойства Аотгрузки–Сзапросы – это наиболее ликвидные позиции, продающиеся редко но большими партиями.
• Товары, имеющие свойства Сотгрузки–Азапросы – это товары, продающиеся часто, но, практически, поштучно либо идущие, с большой долей вероятности, в виде комплиментарных продаж.
• Товары, имеющие свойства Сотгрузки–Сзапросы – это товары, которые и спрашивают не часто и отгрузки идут в небольшом количестве.
и т.д.
Очевидно, что те товарные позиции ассортимента, которые пользуются большим спросом или чаще запрашиваются к отгрузке со склада – то есть позиции, которые чаще встречаются в накладных, – должны располагаться на складе как можно ближе к зоне комплектации или отгрузки. Это сократит «пробег комплектовщика».
Товары, которые наиболее часто запрашиваются, – встречаются в накладных и при этом отгружаются в больших количествах, должны располагаться на складе как можно ближе к зоне комплектации и отгрузки. Остальные – по убывающей.
Общий принцип такой: чем ближе к верхнему левому углу товар расположен в матрице, тем ближе к зоне комплектации и отгрузки этот товар должен быть размещён на хранение.
В магазине ситуация зеркальная: чем ближе к левому верхнему углу, тем больше клиант должен пройти по магазину, чтобы добраться до него.
Схему размещения товаров для хранения на складе в зависимости от "уходимости" можно изобразить, например так:
Это позволит сократить время комплектации за счёт того, что сокращается расстояние и, следовательно, – время перемещения комплектовщика до нужной ячейки и между ними.
В зависимости от особенностей компании и её склада, сокращение расстояния, которое комплектовщику приходится проходить, сокращается в 2,2 раза до более чем 5 раз.
Например, маршрут комплектовщика может выглядеть так:
Если же вынести товары группы Aзапросы-Cотгрузки в отдельный отсек зоны комплектации, то маршрут может выглядеть так:
Вариантов может быть, в зависимости от компании и товара, может быть множество.
Будем надеяться, что читатель понял идею и принцип.
В следующих выпусках будет обсуждаться анализ рисков.
Следите за выпусками канала.
Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал.
Не забудьте поделиться заметкой с друзьями и коллегами. Репост приветствуется.
В комментариях ждём ваши вопросы.