Бывшие царские офицеры во время Гражданской войны шли в Красную Армию по разным причинам: кто-то из страха, кто-то по убеждениям, кто-то просто из прагматических причин для построения карьеры. Военные специалисты, как называли их исходя из политкорректности, верой и правдой служили новой власти и внесли не только весомый вклад в разгром антибольшевистских сил, но и организацию в новые Вооруженные силы, которой так не хватало на раннем, добровольческом этапе зарождения армии рабочих и крестьян.
В командном составе Красной Армии, даже несмотря на сокращение штатов после окончания Гражданской войны, все еще оставалось много бывших генералов и офицеров, опыт которых ценили главы военного ведомства, не имевшие должного образования – и Лев Троцкий, и Михаил Фрунзе опирались на них в вопросах ведения боевых действий и организации снабжения войск. Но у сложившейся в армии ситуации, когда классовые враги продолжали занимать высшие посты, были и противники, в числе которых рвавшийся к единоличной власти Иосиф Сталин, всегда подозрительно относившийся к военспецам, и новый нарком по военным и морским делам Климент Ворошилов, оказавшийся в тени талантливых полководцев.
В ходе борьбы за власть во второй половине 20-х годов все политические противники Сталина в партии и правительстве были устранены, а показательные «Шахтинское дело» и процесс «Промпартии» раскрыли перед советскими гражданами якобы существовавшую преступную сеть, нацеленную на развал СССР и сотканную бывшими царскими специалистами. Теперь очередь была за армией, которая пугала Сталина своим ненадежным командным составом.
За 1930-1932 годы органами ОГПУ по всему СССР было арестовано свыше трех тысяч командиров, в том числе находившихся в запасе. Большинству из них инкриминировалось участие в контрреволюционной организации, планирующей заговор с целью свержения Советской власти. В отличие от «Шахтинского дела» и дела «Промпартии», дело «Весна», как его условно назвали, не было открытым, а судебные процессы велись в тайне, видимо для того, чтобы не показать ослабление Красной Армии в условиях трудной внешнеполитической обстановки.
Главными фигурантами дела «Весна» стали:
-Александр Верховский. Участник Первой мировой войны, после активный сторонник Февральской революции, член партии эсеров. 30 августа 1917 Верховский назначен военным министром Временного правительства, произведен в генерал-майоры, на этом посту, осознавая невозможность продолжения войны с Германией, настаивал на заключении сепаратного мира. После Октябрьской революции некоторое время оказывал сопротивление большевикам и участвовал в подпольной деятельности, но в 1918 году вступил в Красную Армию, служил на командных должностях, а с 1921 года работал в Военной академии РККА, до 1929 года был ее руководителем.
В 1929 году Верховский назначен начальником штаба Северо-Кавказского военного округа, а 2 февраля 1931 года арестован и вскоре приговорен к расстрелу, замененного десятью годами заключения.
-Андрей Снесарев. Востоковед и военный географ, Снесарев участвовал в Первой мировой войне, командовал корпусами, незадолго до Октябрьской революции произведен в генерал-лейтенанты. Присоединился к Красной Армии в качестве военного специалиста, демонстративно продолжал носить форму с погонами. В 1918 году во время обороны Царицына вступил в конфликт со Сталиным, который арестовал множество подчиненных Снесарева.
С 1919 года Снесарев работал начальником Академии Генерального штаба РККА. В 1928 году первым из военачальников был удостоен звания Герой труда, но уже в январе 1930 года арестован, приговорен к расстрелу, замененному десятью годами заключения.
-Михаил Бонч-Бруевич. Генерал-лейтенант, старший брат Владимира Бонч-Бруевича, одного из соратников Ленина. Поддержал Февральскую и Октябрьскую революцию, поступил на службу в Красную Армию. Работал на командных должностях, сформировал Высшее геодезическое управление, откуда в 1923 году был уволен за вредительство.
В 1931 году Бонч-Бруевич был арестован, но благодаря заступничеству брата был отпущен, дав, тем не менее, показания на бывшего генерала Павла Сытина, который, впрочем, арестован не был.
-Александр Свечин. Талантливый штабной офицер, Свечин в 1916 году был произведен в генерал-майоры, поддержал Февральскую революцию, а в 1918 году вступил в Красную Армию, некоторое время был начальником Всероссийского главного штаба. С октября 1918 года преподавал в Академии Генерального штаба, оставил после себя много трудов по вопросам тактики, стратегии и военного искусства. Арестован в 1931 году, приговорен к 5 годам заключения.
После судебных процессов над бывшими генералами и офицерами бывшей императорской армии судьба обвиненных в контрреволюционной деятельности сложилась по-разному. Александр Верховский в знак протеста дважды объявлял голодовку, был досрочно освобожден, пытался отстоять свои права и права других невинно осужденных, восстановлен в Красной Армии, но в 1938 году вновь арестован и расстрелян. Андрей Снесарев в 1934 году был амнистирован из-за плохого состояния здоровья и скончался 4 декабря 1937 года. Михаил Бонч-Бруевич больше не привлекался к уголовной ответственности, в 1937 году произведен в комдивы, а 1944 году в генерал-лейтенанты, скончался в 1956 году. Александр Свечин был досрочно освобожден уже в 1932 году, восстановлен в армии, произведен в комдивы. В 1937 году его арестовывают и 29 июля 1938 года расстреливают.
Дело «Весна» стало прологом к будущим репрессиям в Красной Армии во второй половине 30-х годов. Масштаб уничтожения бывших офицеров был еще не велик, а большинство из них были приговорены к небольшим срокам и освобождены по амнистии. Это была лишь репетиция, на которой обыгрывались будущие судебные процессы над мнимыми шпионами и предателями в рядах Вооруженных сил.
Если вам понравилась эта статья, то рекомендую также прочитать:
О восстании в Сибири против раскулачивания;
О "Шахтинском деле";
О трагедии поэта Владимира Маяковского.