Найти тему
Cheslav

ФД21-3000 в Новосибирске ("Лучший паровоз СССР").

Магистральные паровозы серии ФД ("Феликс Дзержинский") были самыми тяжелыми и мощными среди советских серийных грузовых паровозов. Один из них, с номером 3000 ныне стоит на вечной стоянке в Новосибирске.

Паровоз ФД был разработан в СССР в конце первой пятилетки специально для вождения больших и тяжелых товарных поездов. Большой сцепной вес (104 т - рекорд среди советских серийных паровозов) позволял паровозу развивать большую тягу. Но в то же время большой вес был и его проблемой - многие участки железных дорог не выдерживали такой нагрузки (осевая нагрузка ведущих пар составляла около 21 т). К середине 1960-х паровозы ФД были выведены из эксплуатации.

-2

Паровозы строились на Ворошиловградском (Луганском) паровозостроительном заводе с с 1931 по 1942г. Всего было построено 2925 паровозов серии ФД20 и 286 серии ФД21.

Осевая формула 1-5-1, вес служебный 135 т (235 т с тендером), сцепной вес 104 т; мощность до 3100 л.с., сила тяги 21 200—23 300 кгс; скорость 85 км/ч.

6-осный тендер типа 6П вмещал 49 куб.м. воды и 22 тонны угля.

-3

Юбилейный, 3000-й паровоз, построенный в 1940г, был торжественно вручен машинисту станции Новосибирск Томской железной дороги Николаю Александровичу Лунину, изестному новатору железнодорожного транспорта, инициатору т.н. "лунинской системы" (при ней паровозная бригада активно участвовала в ремонте своего паровоза, что резко повысило эффективность эксплуатации локомотивов). По некоторым данным, вскоре после войны паровозу Лунина приказом НКПС было присвоено звание «Лучший паровоз Советского Союза».

Синий цвет - знак особого отличия.
Синий цвет - знак особого отличия.

На тендере надписи:

"Вечная слава Труженикам тыла обеспечившим своим самоотверженным трудом победу нашего народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 года"

"Паровоз старшего машиниста Лунина Н.А Героя социалистического труда. Состав бригады: машинисты: Ласточкин И.Д, Чирков Г.В. пом.машиниста: Шепталин В.И., Цибизов Н.Ф, Галагуш Д.А. кочегары: Сливаков В.И, Гайворонский А.С, Алексеенко И.Д."

-5

Паровоз был установлен на вечную стоянку на проспекте Димитрова, у путепровода через железную дорогу, недалеко от станции Новосибирск-Главный в 1980г ( в некоторых источниках неверно указан 1985г). Официальное название монумента: "Мемориал славы труженникам тыла 1941-1945гг"

Координаты 55.0274, 82.9037

Рисунок паровоза ФД20 из журнала "Техника-молодежи"
Рисунок паровоза ФД20 из журнала "Техника-молодежи"