Минфин разработал поправки в закон о противодействии отмыванию доходов ФЗ-115. Новации призваны решить проблему попадания в черные банковские списки добросовестных клиентов, пишет РБК. Что предлагается изменить?
О чем речь?
По действующему закону банки при наличии определенных подозрений могут отказать клиенту в проведении банковской операции. Отказ от обслуживания становится поводом для попадания в черный список Центробанка.
ЦБ начал формировать реестр банковских клиентов, которым ранее было отказано в обслуживании из-за подозрений в нарушении антиотмывочного законодательства, в 2017 году. Списки не являются публичными, сколько в них находится физлиц и организаций – неизвестно. Банк России изначально предупреждал кредитные организации, что отказ в одном банке сам по себе не является однозначным основанием для отказа в другом. Но на практике банки стали массово отказывать клиентам из черного списка, опасаясь претензий со стороны регулятора.
В итоге из-за роста жалоб была запущена процедура реабилитации случайно попавших в эти списки клиентов. Однако проходит эта процедура очень медленно. К 1 марта 2018 года банки разрешили операции только 2400 клиентам, к началу мая 2018 года реабилитированными значились уже 4,5 тысяч.
Зачем нужны поправки?
Минфин отмечает, что в рамках закона банки часто блокируют банковские счета добросовестных клиентов без объяснения причин и таким образом наносят вред их хозяйственной деятельности. Самые распространенные основания для отказов в совершении банковских операций — непредставление клиентами документов, необходимых банкам для фиксирования данных об операции по закону, а также возникновение подозрений у работников банков, что операция является сомнительной.
Что хотят изменить?
Согласно поправкам, банки смогут заблокировать операции клиентов только при одновременном наличии двух условий:
- клиенту присвоен наивысший уровень риска в правилах внутреннего контроля либо банк в течение года неоднократно подозревал клиента в совершении сомнительных операций и направлял информацию о них в Росфинмониторинг;
- наличие данных (а не подозрений, как в текущей версии), дающих основание подозревать, что операция с деньгами или иным имуществом проводится в целях отмывания доходов или финансирования терроризма.
Поправки также предусматривают обязанность банка в течение пяти рабочих дней ответить на письменный запрос клиента, попавшего в число отказников, о причинах такого решения. Еще одно предлагаемое новшество — запрет банкам использовать полученную от ЦБ информацию о нахождении клиента в черном списк в качестве единственного основания для присвоения ему наивысшего уровня риска.